Культурная жизнь в Украине едва теплится. Пропадает, в буквальном смысле, ни за грош киноискусство, стагнирует драматический театр, опера еле выживает за счет скудных дотаций от государства, почти замерла филармоническая деятельность. Экономический кризис поразил все области общественно-культурной жизни. Переход к рыночным правилам поставил перед субъектами культуры и искусства вопрос: как развиваться дальше? Государство выделяет минимальные средства для поддержания, скажем откровенно, во многом еще старой системы распределения. Некоторые явно промежуточные звенья управления культурой скоропостижно почили в бозе после прекращения централизованного финансирования. Одним из первых прекратил свое существование Укрконцерт (Украинское гастрольно-концертное объединение).
Укрконцерт держал в своих руках почти всю гастрольную деятельность, одновременно был полностью зависим от бывшего Союзконцерта, куда, кстати, шла вся заработанная валюта. Там также решалось, в частности, кто из зарубежных гастролеров может ехать в Украину, а кто должен ее объехать. Впрочем, и бывшее украинское руководство культурой подобострастно очищало гастрольные планы от лишних «политических» и экономических забот, превратив Украину в затхлую европейскую провинцию, а Киев — во внештатный город областного масштаба.
После того как Украина стала суверенным государством, в связи с переходом к рынку возник вопрос о полной самоокупаемости, Укрконцерт развалился изнутри. Хотя некоторые ведущие специалисты, подмявшие под себя гастрольное объединение, считали, что упразднение Укрконцерта — это удар, прежде всего, по ним, на самом деле речь шла о несостоятельности организации в новых экономических условиях. Гастрольно-концертная деятельность в старом понимании практически изжила себя. Укрконцерт содержал на своем бюджете исполнителей, которые не отвечали элементарным эстетическим требованиям. Как правило, они составляли до 90 процентов творческого состава, но, согласно гастрольному плану, колесили по Украине, разнося советскую пошлость и безвкусицу. Даже потенциально талантливые исполнители и коллективы не очень напрягались в этом механическом конвейере, потому что художественные критерии были сознательно занижены хотя бы по той простой причине, что надо было «дать заработать на жизнь» другим, не имеющим за душой ничего, кроме желания заработать.
После закрытия Укрконцерта почти одновременно родились, уже сегодня можно сказать, три конкурирующие гастрольно-концертные организации.
Всеукраинский центр фестивалей и концертных программ создал известный режиссер Борис Шарварко, ведущий специалист бывшего Укрконцерта. Он мастер по массовым действам на стадионах и других открытых площадках. Долгое время был монополистом в постановках торжественных правительственных и юбилейных концертов, которые отличались проверенной и всегда неизменной схемой, устраивавшей высшее руководство. Для их постановки он располагал огромными, почти неконтролированными средствами и мог по мановению пальца сорвать с гастролей любой коллектив или тут же отправить домой.
Благодаря большому опыту и сохранившимся связям как в Киеве, так и в Москве, его организация если не процветает, то существует вполне пристойно, проводя чисто коммерческие мероприятия во Дворце «Украина», изредка на периферии. И это понятно, ведь Всеукраинский центр функционирует на хозрасчете.
Может быть, я что-то пропустил, но общественный резонанс наблюдался только в одном случае — когда совсем недавно по телевидению три дня подряд утром и вечером передавали в записи бенефис уважаемого Бориса Шарварко.
Одно время казалось, что базой Всеукраинского центра фестивалей и концертных программ будет великолепный Дворец «Украина». Во всяком случае, наверное, о нем мечтал Борис Шарварко и прилагал немало усилий, чтобы эта мечта, как говорится, стала былью. Но этому воспротивились министерство, государственные и хозрасчетные концертные организации, резонно рассудив, что нельзя отдавать монополию на этот прекрасный зал в одни руки.
Кстати, это великолепное помещение планирует как можно больше использовать и другая хозрасчетная организация — Украинский государственный Театр песни под руководством ведущего солиста бывшего Укрконцерта, певца Миколы Мозгового. Что немаловажно, он также является председателем жюри Международного конкурса молодых исполнителей на лучшее исполнение украинской эстрадной песни. Презентация Театра песни намечается где-то на апрель, но он уже проводит мероприятия, зарабатывая деньги. Параллельно идет разработка концепции Театра, призванная обозначить его творческую оригинальность среди других концертных организаций, ведется подготовка к очередному фестивалю «Море друзей» в Ялте, который в этом году намечен на 8 сентября. В рамках этого фестиваля предполагается также провести Международный конкурс исполнителей разных эстрадных жанров.
— Мы ничего не просим у государства, стараемся обходиться своими силами, хотя это нелегко, — говорит Микола Мозговой. — Необходимо отметить, что Министерство культуры Украины нам и так очень помогло, выделив помещение для офиса и так необходимую нам видео- и аудиостудию, которую мы оснастили наиновейшей техникой. Наша работа не ограничивается только звездами эстрады. Мы ищем молодые таланты через Международный конкурс исполнителей имени Ивасюка, проводимый в Черновцах...
Как видим, диапазон деятельности концертно-гастрольной организации Миколы Мозгового довольно широк. Следует только добавить, что она уже провела несколько крупных акций — фестиваль «Море друзей» прошлым летом, «Новогоднее рандеву под куполом цирка» и другие, имевшие солидный общественно-культурный резонанс.
Третья гастрольно-концертная организация, возникшая, так сказать, на месте бывшего Укрконцерта, — созданный под эгидой Министерства культуры Украинский государственный центр культурных инициатив. Его необходимость продиктована реформами в экономической жизни и новыми задачами министерства.
Творческие коллективы, хотели они того или нет, вдруг получили полную свободу действий. Другими словами, они остались почти без государственных субсидий, кроме, конечно, художественных учреждений национального значения. Имея очень ограниченное денежное содержание, министерство утратило связь с большинством художественных организаций и в связи с новой своей ролью, как говорится, с легкостью необыкновенной восприняло новые функции — не администрировать, не наставлять, не вмешиваться в художественную политику, а разрабатывать основные направления развития культуры и искусства. Поэтому практической ежедневной работой, очевидно, и будет заниматься упомянутый выше центр культурных инициатив.
Возникла необходимость поддержки структур, которые, учитывая рыночный характер хозяйствования, могут зарабатывать деньги, своими силами решать проблемы культуры и искусства. В Министерство культуры Украины идет поток предложений и инициатив от деятелей искусства нашего государства, а также от зарубежных корреспондентов, рассматривать и осуществлять которые будет именно центр культурных инициатив. Что бы не говорили о свободе творчества, все же есть потребность какой-то стратегической направленности соблюдения каких-то государственных и национальных приоритетов в сфере искусства, консолидации творческих усилий.
Одной из главных задач центра является возрождение культурного наследия, ибо имеется множество явлений, оставшихся неизвестными многим поколениям, популяризация современных достижений искусства и вхождение Украины в мировой культурный процесс.
— Я считаю, что Украина продолжает пребывать в довольно ощутимой культурной изоляции, — говорит руководитель Украинского государственного центра культурных инициатив Михаил Бурак. — Я не помню, чтобы в Киеве гастролировали вокалисты или инструменталисты с мировыми именами. Когда мы обсуждали в Кабинете министров устав и задачи нашего центра, один из ответственных работников сказал, что мы витаем в облаках, что, мол, на черта ему Карерас, всю жизнь прожил без него — и ничего... Он, конечно, так шутил. А серьезно было сказано, что людям есть нечего. Но это же не наши субъективные желания, а необходимость для общества.
Первый год центр культурных инициатив был на бюджете министерства, а с начала этого переведен на хозрасчет. За это время осуществлено совместно с министерством несколько общегосударственных акций, среди которых — посвященные великим художникам Котляревскому, Довженко, Рерихам, Лятошинскому. Причем во многих случаях, судя по отзывам, торжества отличались оригинальностью, как, например, вечер, посвященный Сковороде, в котором концерт усилиями режиссера Василия Вовкуна был превращен в смысловое музыкальное действо.
— Наше стратегическое направление, — говорит Михаил Бурак, — поддержка серьезного искусства. Вся сложность в том, что классические жанры, как правило, убыточны, их можно поддерживать только в форме госзаказа. Но поскольку таких предложений очень мало — нет денег, то наша главная инициатива в том и состоит, чтобы находить меценатов и спонсоров. Только после этого мы можем по контракту набирать творческую группу. Так мы хотим осуществить постановку фольк-оперы известного нашего композитора Евгения Станковича «Цвiт папоротi», которая четверть века дожидается своего сценического воплощения. К ее постановке хотим привлечь хор имени Григория Веревки и его танцевальную группу, осуществить современную сценографию с ее мощными цветовыми эффектами. У меня нет сомнения, что постановка будет явлением в культуре.
Таким образом, с упразднением Укрконцерта в Украине возникли хозрасчетные гастрольно-концертные организации, внедряющие новые рыночные отношения, в которых государство выступает в роли одного из спонсоров. В сфере культуры и искусства его роль — к сожалению или к счастью — остается чрезвычайно важной. Оно является главным заказчиком, и хотя финансирования из государственного бюджета чрезвычайно малы, все же в бюджете самого министерства на разного рода концертные мероприятия (конкурсы, фестивали, спецконцерты) выделяется 22 процента от всех средств, что в сравнении с другими жанрами искусства (от 1 до 3 процентов на кино, театр, музыку, изобразительное искусство) выглядит просто гигантской суммой. Правильно ли такое распределение — вопрос другой. Важно подчеркнуть, что, с одной стороны, гастрольно-концертные организации будут конкурировать за получение министерского заказа, а с другой — министерство имеет возможность выбора наилучшего проекта.
Тем не менее, следует сказать, что эти структурные изменения — только первые шаги на новом пути и на какие-то качественные изменения гастрольно-концертной деятельности в Украине пока что можно только надеяться.