UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Украли Караваджо!» В Одессе похищена важнейшая культурная ценность

Эта новость молниеносно разнеслась по Одессе. Звонили друг другу на мобильные телефоны искусствоведы, художники, журналисты...

Автор: Мария Гудыма

Эта новость молниеносно разнеслась по Одессе. Звонили друг другу на мобильные телефоны искусствоведы, художники, журналисты. Произносили страшные два слова.

Идущая черепашьими шагами реставрация старинного музейного здания позволяла в течение нескольких лет присутствовать в помещениях музея слишком многим посторонним людям практически в любое время. Умеет Украина хранить свои архитектурные шедевры! Но это еще не все. Музейные экспонаты у нас тоже как неприкаянные — заходи, выноси, что хочешь. И не нужно кивать на дирекцию музея. У директора, к сожалению, за ночь деньги не растут в карманах. Их дают или не дают чиновники, служащие в государственных структурах.

О том, что сигнализация в Одесском музее западного и восточного искусства устаревшая и негодная, знали многие. Автору этих строк, во всяком случае, давно известно плачевное состояние сигнализации. Но предавать гласности этот печальный факт ни один журналист Южной Пальмиры не стал — ведь это означало дать прямую наводку грабителям. Знали, как настойчиво музейщики пытаются решить эту проблему, старались не допустить утечки информации. Воры справились и без этого: в десять часов утра 31 июля, придя на работу, искусствовед Людмила Сауленко с дежурным охранником, открывая экспозицию, вошла в зал, где висела знаменитая картина Караваджо «Взятие Христа под стражу», и обомлела. Вместо недавно отреставрированного при помощи мецената шедевра на стене красовалась рама с ошметками холста. Тяжелую раму выносить не рискнули. Картину вырезали очень грубо, буквально выдрали.

— Если картина вернется, как мы надеемся, то придется делать серьезную реставрацию, — говорит директор ОМЗВИ Виктор Никифоров. — Ее могли свернуть краской вовнутрь или вообще сложить. Предположительно это произошло ночью. Сигнализация в музее работает, но недостаточно хорошо. Именно плачевное качество сигнализации и позволило злоумышленникам это сделать. Мы постоянно обращаемся к нашему руководству с просьбой выделить средства, для оборудования новой охранной сигнализации, тем более в такой ситуации, когда в музее идет ремонт и опасность повышена. В последнее время оборудовали сигнализацию в фондохранилище и на первом этаже, а вот на втором не успели. Обнаружено достаточно много следов, и специалисты уверяют, что все будет хорошо, и картина вернется.

Накануне в музее был выходной. А когда обнаружили пропажу, в здании начала работать вошла следственная группа, кинологи, на дверях повесили табличку «Санитарный день». Растерянные посетители застывали перед ней с недоумением: что за помывку экспонатов затеяли музейщики?

Исчезла ценнейшая жемчужина музейной коллекции, единственный в Украине шедевр Микеланджело Меризи да Караваджо. Написанная в 1602 году картина является одной из авторских версий сцены в Гефсиманском саду. Благородный скорбный лик Христа, сжатые в молитве и предвкушении грядущих страстей тонкие руки словно светятся на фоне поглощающей черноты доспехов стражников. Даже странно, до чего глубоко мог чувствовать Караваджо, этот бретер, гуляка и дуэлянт. Живи он сегодня, похитителям точно бы не поздоровилось.

На пресс-конференции, состоявшейся в тот же день, первый заместитель начальника ОГУ УМВД в Одесской области Владимир Босенко сообщил то, что и так было известно большинству журналистов, а именно: картина застрахована не была. Все правильно, у нас шедевры изобразительного искусства страхуют на время вывоза за рубеж для участия в выставках, а в данный момент она мирно висела в зале родного музея. Кто бы выплачивал страховку, если не было денег даже на приличную сигнализацию? Случившегося следовало ожидать.

— Предположительно установлен путь проникновения, — рассказал правоохранитель. — В настоящий момент ведутся реставрационные работы в музее, прилегающих зданиях и музейном хранилище. В связи с этим в марте этого года картины итальянских художников были перенесены в так называемый выставочный зал, который находится в другом крыле на втором этаже. В окне второго этажа были вынуты штапики, вытащены стекла. Преступники проникли, срезали полотно и ушли через окно по крышам. Теоретически ни один здравомыслящий коллекционер никогда эту картину не купит, потому что она, как у нас говорят, каталожная. При опросе работников музея были установлены предполагаемые преступники, мы сейчас готовим рисованные портреты. Понятно, что есть версии, но сейчас, на первоначальном этапе, я не могу больше комментировать.

— Сигнализация в музее была установлена еще в 1996 году и состояла лишь из акустических датчиков на стеклах окон, которые срабатывали, если разбить стекло, — заявил начальник управления государственной службы охраны ГУМВД Александр Ивановский. — В данном случае злоумышленники не разбивали стекла, и сигнал на пульт охраны о том, что в здание кто-то проник, не поступал.

Кабинетом министров Украины утверждены требования к техническому обеспечению безопасности культурных раритетов, находящихся в музеях страны. Предусматриваются декоративные решетки на окнах, техническая охрана, но ничего этого в музее нет. Еще 2 июня было направлено письмо начальнику управления культуры и туризма Одесской облгосадминистрации Надежде Бабич о том, в частности, что сигнализация не соответствует требованию и с просьбой принять меры. Однако со ссылкой на отсутствие денег, музею отказали. Это и привело к тому, что произошло.

Картина «Взятие Христа под стражу, или Поцелуй Иуды» (134х172,5) была создана Микеланджело Меризи да Караваджо для представителя знатного римского семейства Асдрубале Маттеи. Приобрел ее в Париже русский посол во Франции А.Базилевский и в 1870 году преподнес Великому князю Владимиру Александровичу. В конце ХIХ — начале ХХ веков полотно было передано Одесскому художественному училищу, а в двадцатые годы оттуда поступило в Галерею старинной живописи (ныне Музей западного и восточного искусства).

О рыночной ценности полотна говорить даже некорректно. Однако специалисты называют сумму около ста миллионов долларов. Поговаривают, будто четыре года тому назад одна из картин Караваджо (в мире их осталось всего сорок) была продана за пятьдесят миллионов. Наша и больше, и знаменитее. А Виктор Никифоров утверждает, что все-таки даже ориентировочную стоимость «Взятия Христа под стражу» назвать невозможно, так как Караваджо ныне практически не выставляют на аукционы.

Разумеется, такой шедевр еще проявит себя. Украденная в июне 2005 года из Художественного музея картина Айвазовского давно найдена и возвращена. Будем надеяться, найдут и Караваджо. Остается молиться все тому же Христу, чтобы злоумышленников бес не попутал причинить вред уникальной картине… Но, допустим, вернут картину музею, а что дальше? Снова чиновники станут плодить бумаги о том, что нет денег на сигнализацию, на окончание затянувшейся реставрации?

Между тем по городу поползли слухи, будто наряду с Караваджо исчезли еще четыре холста. Как не хочется им верить!