UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украинское кино: количество и окупаемость

Количество украинских фильмов в прокате уверенно растет из года в год. В 2014-м таковых было 16, в прошлом - 24, а в 2016-м - 30. Однако "окупиться" ежегодно удается лишь двум-трем картинам. И если в прошлые годы кассовый успех украинских картин еще зависел от случайности и конъюнктуры, то начиная с 2016-го - вложенные в фильм деньги возвращаются исключительно по рациональным причинам.

Автор: Антон Филатов

Количество украинских фильмов в прокате уверенно растет из года в год. В 2014-м таковых было 16, в прошлом - 24, а в 2016-м - 30. Однако "окупиться" ежегодно удается лишь двум-трем картинам. И если в прошлые годы кассовый успех украинских картин еще зависел от случайности и конъюнктуры, то начиная с 2016-го - вложенные в фильм деньги возвращаются исключительно по рациональным причинам.

В 2014 и 2015 годах в прокате окупилось по два фильма, один из которых был дорогой попкорновой копродукцией с Россией, а второй - документальным фильмом о Евромайдане.

В прошлом году таковыми стали лента о снайпере времен Второй Мировой ("Незламна" Сергея Мокрицкого) и эффектная документалка "Все пылает" Александра Течинского. А в позапрошлом - гламурная комедия "Любовь в большом городе 3" Марюса Вайсберга и летописный неигровой "Майдан" Сергея Лозницы.

Бокс-офис "Незламной" и "Любви…" вырос за счет широкого проката в СНГ и других странах. А "Все пылает" и "Майдан" окупились, главным образом, за счет евромайдановского энтузиазма зрителя в разных странах (и довольно скромных бюджетов этих картин). На создание первой потратили всего около 3 тыс. евро, а на вторую ушло приблизительно 95 тыс. евро.

В этом году история отчасти повторилась. Наиболее доходной отечественной лентой вновь стала копродукция с Россией
"8 лучших свиданий" Марюса Вайсберга. При бюджете в 1 млн долл. она собрала 7,4 млн долл. в СНГ. Ленту снимала студия "Квартал 95", которая до этого года создавала полнометражные фильмы исключительно в сотрудничестве с Россией. А первым их "полностью-украинским" фильмом станет комедия "Слуга народа 2". Ее прокат стартовал 24 декабря.

Учитывая, что все проекты этой студии окупаются - и этот фильм об учителе географии, ставшем президентом, обещает стать второй успешной в коммерческом плане украинской премьерой года.

Еще одним украинским фильмом 2016 года, который "вышел в ноль", стала комедия Любомира Левицкого #SELFIEPARTY. По словам режиссера, бюджет ленты составил 2,15 млн грн. Сборы - 5 млн грн. И еще 1 млн грн. принес продакт плейсмент. Фильммейкер отмечает, что сейчас проходят продажи фильма в другие страны, по их результатам можно будет говорить о прибыли картины.

Остальные 27 украинских премьер 2016-го - далеки от того, чтобы окупиться в прокате. Один из главных отечественных фильмов года - анимация Манука Депояна "Никита Кожемяка" - в украинском прокате собрал 11 млн грн. Это приблизительно десятая часть от его бюджета (4 млн долл.).

Мелодрама Тараса Ткаченко "Гнездо Горлицы" при бюджете 15,4 млн грн., по официальным данным, получила от украинского зрителя 1,27 млн грн.

"Гнездо Горлицы"
Кинопоиск

Создатели других украинских картин предпочитают не разглашать результаты бокс-офиса. Нечего сказать?

В следующем году в прокат обещает выйти 35–40 украинских фильмов. Интерес к ним не вырастет на волне популярности Евромайдана. И российские кинематографисты уже не поддержат их копродукцией.

Не горят желанием налаживать кинематографическое сотрудничество с Украиной и европейцы. А зрителю из других стран и так хватает картин, чтобы не обращать внимания на наше кино. Надеяться в такой ситуации остается лишь на собственный рынок, объем которого заставляет создавать кино практически минимальными средствами.

В связи с этим в продюсерском улье постоянно жужжит цифра 200 тыс. долл. - приблизительно столько составляет минимальная сумма, которой достаточно, чтобы снять нестыдное кино и при этом не потерять возможность вернуть бюджет.

Целый ряд отечественных фильмов по своему бюджету существенно превышают эту сумму. И при этом не зарабатывают в прокате. Из премьер 2016-го к таким относятся, например, "Полет золотой мушки", "Живая ватра", "Никита Кожемяка".

"Никита Кожемяка"

Однако главное в этих картинах - не бизнес-модель. Намного важнее в них - творческая и идейная составляющая. Ведь если подобные "провальные", в кассовом смысле, картины не изобретут и не сформулируют собственный стиль в кино, если они не перенесут нашу реальность на экран, если не откроют новые имена и новые локации… То нам еще долго придется смотреть идентичные по стилю картины, снятые по голливудским или российским клише, в которых не будем узнавать собственную действительность и в которых будут мелькать одни и те же лица.

А именно такими и являются все украинские игровые фильмы, в прошлые годы "окупавшиеся" в прокате.