Легендарное помещение, где осенью 1872 года гениальной постановкой Марка Кропивницкого «Наталка Полтавка» с Марией Заньковецкой в главной роли впервые громко заявил о себе украинский реалистический профессиональный театр, сегодня оказалось на грани исчезновения. Специалисты утверждают: если лето будет дождливым, здание просто развалится.
Что такое театр корифеев? Очевидно, многие в Украине воспринимают это понятие как нечто абстрактное. Ну были такие братья Тобилевичи, Марко Кропивницкий, Мария Заньковецкая и еще группа фанатов, как сказали бы сегодня, и создали они театр. Но ведь и до них выходили люди на сцену, были разные антрепризы — и странствующие, и стационарные. Пожалуй, примерно так рассуждают высокопоставленные чиновники от культуры, соответственно и относятся к этому явлению. А то, что именно эта «группа фанатов» впервые вывела на сцену полнокровное украинское слово, вывела как объект центрального действа, а не как приложение или игрушку, причем профессионально и убедительно (чего это стоило в условиях имперской цензуры — другой вопрос), сделала украинское народное искусство полноправным участником спектакля (не зря же Кировоградщина и сегодня — центр хореографии), никого особенно не интересует.
Конечно, плачевное состояние исторического сооружения не новость. С 2000 года говорили о реконструкции и восстановлении первозданного вида этого памятника архитектуры, истории и культуры. Зимний театр, построенный в 1867 году архитектором Трембицким на средства местной общины, имел свои особенности: в пол и боковые стенки оркестровой ямы были вмурованы пустые бутылки, выполнявшие роль своеобразной мембраны, а в полутораметровые стены зрительного зала вмонтированы сотни глиняных амфор (длиной до 90 сантиметров), направленных горлышком на сцену. Это позволило достичь высокого уровня акустики: когда на сцене шептали, было слышно в любом уголке зала. Такой эффект сохранялся более ста лет.
Но в середине 70-х годов прошлого века тогдашние власти осуществили реконструкцию, которая обезобразила здание. Зал с лепниной, со специальным акустическим эффектом покрыли лакированным диктом, сделав его пригодным разве что для проведения партийных собраний.
Новое помещение, предназначавшееся для театра и почти два десятилетия бывшее крупнейшим долгостроем области, в 2002 году продали с аукциона за 750 тыс. грн. Сейчас там находится торговый центр «Копилка».
Это было сделано якобы с прицелом на реконструкцию старого здания. Представители тогдашней властной команды, в частности заместитель главы облгосадминистрации Светлана Негода, неоднократно уверяли журналистов (а через них и всю область), что средства (на то время 11,5 млн. грн.) Кабинет министров выделит, и работы вот-вот начнутся. Сегодня
г-жа Негода, уже в чине первого заместителя главы облгосадминистрации, утверждает, что не сработали какие-то механизмы в Министерстве культуры. Проблемы театра корифеев известны и президенту, и премьер-министру, и депутатам различных уровней: еще пять лет назад коллектив театра составлял публичные обращения, подчеркивая, что помещение аварийное и работать в таких условиях невозможно.
Нельзя сказать, что их совсем не слышали. На уровне областного управления культуры был разработан проект поэтапной, чтобы не выселять труппу, реконструкции. Да и деньги выделялись небольшими порциями: удалось подлатать крышу, отремонтировать комнаты одного крыла театра. Свое 125-летие театр корифеев — Кировоградский академический музыкально-драматический театр имени Марка Кропивницкого — встретил в недоремонтированном помещении. Хотя, разумеется, звучало много уверений, что уже к юбилею, дескать... Было принято даже соответствующее постановление Верховной Рады. Но результат известен.
Сейчас актеры выдворены из аварийного помещения. Работают, как говорят в областном управлении культуры, на выезде. Творческая судьба театра тоже не усеяна розами. Начав с громкой славы, пережив тяжелые времена первой половины ХХ века, в
50-х—60-х годах театр сумел сохранить и популярность, и уважение. Время активной русификации — период его упадка. Дошло до того, что в начале 80-х театр начал ставить водевильчики с переодеваниями, вскоре перейдя на опереточный жанр. В последние годы, когда коллектив театра возглавил заслуженный деятель искусств Михаил Ильяшенко, творческий уровень театра значительно возрос. Была обновлена труппа, пришло много молодежи (местные власти предоставили несколько квартир), за пять лет поставили двадцать премьер, театр начал принимать участие в фестивалях и наконец-то получил звание академического.
Сегодня этому коллективу фактически некуда деваться. По словам Михаила Ильяшенко, три года такой работы на выезде, без постоянных репетиций, — и все придется начинать сначала. Учитывая темпы проведения реконструкции, она может затянуться и на десять лет. В Кировограде же свободных сцен нет — приватизирован даже городской дворец культуры. Разве что вернуть 750 тысяч нынешним владельцам «Копилки», но для Кировограда это почти фантастика.
Минимум, что необходимо для сохранения помещения (укрепить фундамент и стены), по словам начальника областного управления культуры Натальи Овчаренко, — это пятнадцать с половиной миллионов гривен. Конечно, их нет ни в областном, ни в государственном бюджете. Более того, Кировоградский театр по неизвестным причинам выведен Кабинетом министров из списка объектов, которым предоставляется первоочередная помощь. Субвенции на поддержку социальной инфраструктуры в этом году из-за кризиса тоже не будет. Средства из стабилизационного фонда, предусмотренные для Кировоградщины, составляют всего 15,4 миллиона, одиннадцать из которых направляются, чтобы достроить онкодиспансер.
Ситуация просто критическая. Собрание общественности, состоявшееся накануне, приняло обращение к властям всех уровней: общими усилиями все же спасти историческое помещение и сохранить труппу. Кому-то нужно доказывать — почему?