В прошлом году «Кинотавр» сменил хозяина. Марк Рудинштейн отдал и продал бразды правления Александру Роднянскому. Нынче популярный кинофорум заметно изменился. Семнадцатый по счету «Кинотавр» «ужался» в хронометраже, но не в художественном аспекте.
Нынешний председатель жюри — сценарист Рустам Ибрагимбеков, которого с Роднянским связывает совместная работа над оскаровским номинантом «1001 рецепт влюбленного повара», признался в интервью боевому листку «Кинотавра»: «Последний раз я был на фестивале в качестве председателя жюри во времена Рудинштейна. С тех пор в киножизни произошло много такого, что отбило у меня желание сюда ездить. А сейчас «Кинотавром» руководят люди, которых я давно знаю. И появилось ощущение, что это будет другой фестиваль».
«Кинотавр» действительно переоценил многое. Начиная от девиза «Настоящее российское кино», логотипов и фестивального ковра-подиума, который отечественные критики уже успели обозвать «украинским следом» (дорожка, по которой дефилировали звезды на открытии, была желто-голубой), до сверхзадач форума.
Теперь фестиваль принято считать «рабочим», то есть развивающим задачи становления кинопроизводства для своего же зрителя. А еще — продюсерским и семинарским, наполненным обилием форумов производителей, семинарами кинокритиков (в формате сатирических судилищ над фильмами под стать солженицынскому процессу над Князем Игорем из «В круге первом»), мастер-классами, презентациями… Так, отбывший в Сочи в составе жюри конкурса короткого метра генеральный директор украинской «Молодости» Андрей Халпахчи уже на третий день десятидневного феста провел презентацию своего фестиваля, пообещав развернутую картину мировых дебютов на фоне ретроспективы столетнего юбиляра-киноклассика Лукино Висконти.
Короткий метр на «Кинотавре» более актуален для Украины участием в этом формате анимационной работы берлинского лауреата Степана Коваля с его фильмом «Злыдни». Посмотрим, поможет ли своя рука в жюри, ведь короткометражки на фестивале традиционно представлены всех видов и мастей, а главным судьей в этом жюри назначен известный документалист Виталий Манский, безапелляционно заявляющий: «Кино — это документ».
В этом году будет представлено 15 художественных полнометражных фильмов. Среди них — последние работы Александра Балабанова («Мне не больно»), Александра Рогожкина («Перегон»), Валерия Рубинчика («Нанкинский пейзаж»), Константина Лопушанского («Гадкие лебеди»), Тиграна Кеосаяна, снявшего в «Зайце над бездной» Богдана Ступку в образе вождя эпохи застоя Брежнева, и… не поверите — Юлия Гусмана, 25 лет кряду радовавшего своей единственной двухсерийной лентой «Не бойся, я с тобой!». Его новый фильм «Парк советского периода», о заповедной зоне «совка» (снятой, между прочим, в сочинских парках и санаториях), созданной предприимчивыми бизнесменами, зрители ждут с не меньшим интересом, чем, например, дебют обладательницы прошлогоднего гран-при за короткий метр Екатерины Гроховской. Именно она открывала своим первым «большим» фильмом «Человек безвозвратный» конкурс фестиваля. Ученица мастерской Владимира Хотиненко пригласила на главную роль маму Милы Йовович — Галину Логинову. Как это обычно случается в голливудских киноиллюзиях, потенциальной, но не очень яркой звезде советского кино якобы обещано второе рождение.
Шумиха вокруг конкурса «Кинотавра» еще впереди. А вот фильм-открытие уже разошелся кругами разнополюсной критики. «Остров» Павла Лунгина с одинаковым жаром и убедительностью называют новым тематическо-стилистическим циклом режиссера с акцентами на постижении вселенской мудрости и фальшивой конъюнктурной попыткой национальной самоидентификации с уклоном в медитативный пафос. Так или иначе, в кадре у Лунгина снова Петр Мамонов, флагман шедевра 15-летней давности «Такси-блюз». На сей раз он в подходящей ему по статусу и весу роли искупающего грех убийства — истопника-чудотворца забытого богом монастыря. В то время как фильм с его участием открывал «Кинотавр», Петр Николаевич исповедовался киевлянам на своем концерте. Кто более искренен — Мамонов театральный или кинематографический — судить после просмотра «Острова», но уже сегодня понятно, что прокатная судьба фильма будет непростой. Потому как «разговоры с Богом» — жанр далеко не массовый. Хотя автор «Кода да Винчи» мог бы этот тезис и опровергнуть.