UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украинский сад в Бразилии

Украинский музей "Тысячелетие" в Прудентополисе (штат Парана, Бразилия) отметил свое 20-летие. Жаль, что о нем мало знают в Украине, а ведь он хранит бесценные сокровища - память о драматической и даже трагической истории переселения наших единокровных братьев с Галичины в конце ХІХ в. за океан.

Автор: Александр Карпенко

Украинский музей "Тысячелетие" в Прудентополисе (штат Парана, Бразилия) отметил свое 20-летие. Жаль, что о нем мало знают в Украине, а ведь он хранит бесценные сокровища - память о драматической и даже трагической истории переселения наших единокровных братьев с Галичины в конце ХІХ в. за океан.

Этот объект уникален тем, что был создан в результате самой мощной всемирной культурной акции, в которой участвовали тысячи украинцев из многих стран мира, сделав посильный материальный вклад в строительство музея.

Прудентополис, или Прудентополь (по аналогии с Тернополем), можно с полным правом назвать столицей и культурным центром 500-тысячной украинской общины Бразилии, поскольку 60% его жителей составляют этнические украинцы. Город украинский по духу, обычаям, традициям, кухне и даже по языку, хотя вследствие ассимиляции эта самая большая этническая ценность многое потеряла.

Здесь на Рождество горожане колядуют, в Щедрый вечер щедруют, на Пасху святят пасхи, водят веснянки, причем некоторые колядовальщики и щедровальщики даже не понимают содержания песен и поговорок, которые они заучили. Для них они как старинное заклинание, мантра, которые должны принести в жилище счастье и мир.

Идешь по улице, поздравляешь незнакомца словами: "Слава Йсу!", а в ответ: "Навеки слава!", а далее - мешанина из португальских и украинских слов, ибо тот человек, который бесспорно по происхождению является украинцем, к сожалению, свой родной язык утратил, причем недавно, в предыдущем поколении: "Еще дидо мой, - говорит, - хорошо разговаривал по-галичскому".

Подавляющее большинство переселенцев - с Тернопольщины, меньше - со Львовщины, Ивано-Франковщины. Но местная община отчаянно противится ассимиляции - при церквях действуют украинские школы, каждое утро в эфире провинции радиостанция "Зелені крони" передает украинские новости и песни, церковная община устраивает массовые народные праздники, групповые поездки в Украину.

Вот, например, Дирсеу Бело, с которым я познакомился в Прудентополисе, после первого путешествия на историческую Родину в середине 1990-х заболел ею навсегда. Родной язык выучил самостоятельно во время ежегодных поездок в Украину и теперь разговаривает на нем не хуже нас с вами.

Сам город напоминает тропический сад, от благоухания которого даже немного кружится голова. Очевидно, Прудентопольщина больше всего из всей бразильской местности соответствовала представлениям наших переселенцев о рае: тепло, много солнца, часто идут грозовые дожди, но не так ужасно жарко, как в экваториальных регионах, поскольку территория расположена на высокогорном плато, продуваемом свежими ветрами с Аргентины.

Застройка чаще всего одноэтажная - особняки, виллы, дома, магазины, бары, банки. Живут местные довольно зажиточно, но, как и в каждом бразильском городе, здесь есть свой район фавел - трущобы, где в будках из фанеры живут бедняки. Занимаются прудентопольцы преимущественно аграрным бизнесом - фермерством, хранением и переработкой сельхозпродукции.

Если представить Прудентополь Солнцем, то его лучи - это населенные пункты (хутора или линии), которые тянутся далеко в сельву и носят статус улиц. Родственники Дирсеу живут на линии (улице) Сеты Десытымбру (имени 7 сентября - это День независимости Бразилии).

Если наугад посетите какую-нибудь ферму, то встретите стопроцентных украинцев, которые свою соловьиную знают не хуже португальского, а их быт и земледелие не очень-то спешат оторваться от конца ХІХ в.

Бразильцы чрезвычайно признательны украинцам за то, что научили их в свое время выращивать рожь и пшеницу, но теперь жалуются, что они слишком уж консервативны в технологиях.

Например, наш фермер делит свой участок на три части, на протяжении года обрабатывает одну из них, в то время как остальные быстро зарастают деревьями и кустами. Затем переходит на вторую, вырубывает на ней лес, сжигает его, использует пепел как удобрение и засевает кукурузой, табаком, соей, фасолью и пр. И так - по кругу. То есть применяется практика трипольского времени.

Это каторжный труд, но украинцы получают от него наслаждение. Работают с утра до вечера все - от старого до малого. Худые, изнуренные, изможденные, но счастливые.

Страх безземелья, поразивший их предков в 1890-х, заставляет отчаянно держаться за свои небольшие наделы. Все фермы объединены в ассоциации, т.е. обслуживающие кооперативы, помогающие крестьянам сбывать и сохранять продукцию, покупать технику, удобрения. Здесь необыкновенно много молодежи. Фермы в условиях бразильской безработицы дают им хотя и небольшой, но все же достаточный ресурс для образования и какой-то жизненной перспективы. Вечерами они просятся у родителей: "Тату, мамо, ну пустіть погуляти до Прудентополя"...

Вечерние и ночные улицы всегда запружены молодежью: танцы, импровизированные песенные фестивали, концерты местных бардов, посвящение в студенты, прощание с холостяцкой жизнью, проводы в войско, празднование победы любимой команды, коллективный просмотр футбольных матчей и т.п. Царит атмосфера безграничной радости и беззаботности. Иногда днем в скверике можно увидеть народных исполнителей, импровизирующих песенные оды и сатиры на политиков, знакомых, соседей, зрителей. Если встретишься с таким менестрелем взглядом и не бросишь реал, держись - станешь объектом посмешища для всей улицы. Такой он Прудентополис - город вечного праздника. Для меня это волшебный маячок за океаном, к которому тянусь мыслями и душой.

Но вернемся в музей. Инициатива его создания принадлежит общине прихода Св. Иосафата. В 1985 г. был организован Комитет по установлению памятника Тарасу Шевченко и основанию музея по случаю тысячелетия христианства на Руси. В ее состав вошли Владимир Жирый (председатель комитета), Вилсон Сантини (почетный председатель), Дионисий Опушкевич (заместитель председателя), Мирослава Крывый (секретарь), Василий Мысько (заместитель секретаря), Иван Тыхый (казначей), Иосиф Рудык (заместитель казначея), члены комитета - о. Илария Й.Бардаль, Жонел Н.Юрк, о. Василий Зинко, Марио Ляхович, Маркиан Антонио, Михаил Рубинец, Павел Бойко, Даниил Мырский.

Кроме того, для финансовой и прочей поддержки проекта был создан канадско-американский комитет. В него вошли Василий Иваницкий (председатель), Наталья Бундза (заместитель), Ярослав Падох (заместитель), Роман Грыцина (казначей), Ульяна Плавущак (секретарь), Богдан Стебельский, Михаил Ромах, Тарас Пидзамецкий, о. Василий Цымбалистый, о. Маркиан Лазовский, Михаил Бурчак, Петр Басюк, Михаил Ваврышин, Николай Черный, Владимир Клымкив, Николай Кушпета, Мирослав Малецкий, Владимир Петрышин.

Решили, что канадско-американский комитет возьмет на себя ответственность по изготовлению, доставке и установлению памятника Кобзарю, а бразильская община будет обеспечивать строительство музея. Префектура выделила участок земли на углу улиц Сао Жозафат и Кандидо де Абреу, неподалеку от величественного украинского католического собора Св. Иосафата.

На этом месте, согласно проекту, запланировали основать площадь Украины с памятником Тарасу Шевченко в центре, а под ней обустроить культурный центр. Архитектурный проект комплекса разработали известный архитектор из США Мирослав Нимцив и талантливый инженер-строитель из Бразилии Жонел Юрк. Автором памятника стал легендарный украинский скульптор Лео Мол (Леонид Молодожанин) из Канады, памятники Кобзарю которого установлены в Вашингтоне (США), Оттаве (Канада), Буэнос-Айресе (Аргентина) и Санкт-Петербурге (Россия). Первый камень в фундамент украинского историко-культурного комплекса в Прудентополисе был торжественно заложен 12 августа 1986 г., а официальное открытие площади Украины и памятника Тарасу Шевченко состоялось в 1989 г. по случаю 175-й годовщины со дня рождения поэта.

Бронзовая фигура Кобзаря в полный рост установлена на гранитном пьедестале. В том же году открыли и временную экспозицию "Украинцы в Прудентополисе".

Официальное открытие Музея украинской иммиграции "Тысячелетие" состоялось в 1995-м. Учреждение возглавила Мирослава Крывый, помогать ей согласились Самуэл Семчешин, Сесилия Стрешар, Ольга Корчагин. В начале своей деятельности сотрудники организовывали поисковые экспедиции в поселения украинских иммигрантов муниципалитета, чтобы собрать как можно больше предметов быта и труда местных украинцев. Из найденных экспонатов были созданы соответствующие экспозиции, ставшие началом музейного зала "Жизнь украинского крестьянина в Бразилии". Со временем экспозиции пополнялись документами и фотографиями. Велись поиски материалов о Тарасе Шевченко, и на сегодняшний день уже собрана богатая коллекция портретов Кобзаря, изданий его произведений и иллюстраций к ним.

В целом в музее хранятся более 1 тыс. предметов быта и труда и свыше 3 тыс. документов, фотографий и книг. В помещении музея работают кооператив вышивальщиц и небольшой магазин, где продаются вещи, связанные с украинской историей и культурой.

А теперь вместе с г-жой Мирославой пройдемся по залам музея.

Для нее это мавзолей памяти ее семьи и целого поколения украинцев. Дидо Мирославы, которого она хорошо помнит, родом из-под Волочиска, ему не понравилось в Бразилии, и он собрался ехать в США, но когда заехал в Рио, оказалось, что не хватит денег на билет ни в Америку, ни в Одессу, поэтому был вынужден вернуться назад, в Прудентополь. Первый корабль с переселенцами из Галичины пришвартовался в порту Паранагуа в середине января 1889 г. Здесь местный католический священник на всякий случай еще раз их окрестил и указал путь на Прудентополис и Понта-Гросу. Следующие волны мигрантов из Украины достигли бразильского берега в 1895-м и 1896-м гг. Наши земляки приезжали большими группами со всей домашней утварью - чугунами, лопатами, топорами и, конечно, семенами пшеницы и ржи. Покупали в порту коней и телеги (каросы), грузили на них свое добро, усаживали детей, женщин и отправлялись в опасный путь по сельве, во время которого их ожидали разные опасности - болезни, звери, индейцы.

Вот уникальные фото 1896 г.: переселенцы возле своих жилищ, которые предоставило им правительство. "Но это же настоящие собачьи будки!" - с удивлением выкрикиваю я. "Да, - соглашается г-жа Мирослава, - в них можно было только лежать и сидеть". Но через год, когда в карманах заробитчан начали водиться какие-никакие деньги, они начали возводить настоящие дома, покрытые пиньйоровым гонтом. Женщины оставались дома, а мужчины шли строить железную дорогу в Паранагуа. Заработав денег, покупали земли. "Наши люди были жадны к земле", - замечает г-жа Мирослава. Хозяева музея демонстрируют удивительный прибор. "По этим специальным контрольным часам прорабы на строительстве фиксировали, когда приходил работник на работу и сколько трудился", - слышу объяснение. Первые эмигранты поселились на линиях Абрил и Новая Галичина. В целом образовалось
90 украинских линий. Когда наши приехали, в городе жили лишь бразильцы, но расстроили его украинцы. "Был у нас такой человек - Василий Гурко, написавший "Історію Василя". Он описывал, как добирался до Бразилии, потом как шел на работу, трудился, какой была его свадьба, как жили в колонии. А сейчас его внук перевел эту книгу на португальский язык и издал. Мы пытаемся найти как можно больше таких историй - о том, как начинался Прудентополь", - рассказывает г-жа Мирослава.

А это "знимка" (фото) дома, где жил первый священник Иван Лех, распределявший земли, продолжает она. У этого человека было много денег, он знал несколько языков, имел гросбух, где регистрировал участки земли (леты по 10 га). Каждый, получивший землю, должен был заплатить за нее правительству. Именно тогда началась история церкви: первую построили в 1897-м, вторую - в 1904-м (она была полностью деревянная), третью - аж в 1930-м. Хозяйка демонстрирует письма украинских пионеров сельвы к архиепископу: "Спасайте нас, иначе пропадаем без слова Божьего...". Первого священника прислали со Львова. В целом в провинции Прудентополис есть 33 греко-католические церкви. На других фотоснимках зафиксированы празднование Крещения на реке Кашим, открытие первой школы.

Под стеклом - обложка паспорта, который выдавали при Франце Иосифе, а также метрические свидетельства, писанные еще в Украине. "А это что за шинель?" - вскрикиваю от изумления. Это с революции 1930-го, объясняют мне, украинцы должны были поставлять провизию в армию, воевать на стороне правительства. Потом была война с Парагваем.

Значит, и за океаном наши братья не избежали революций и гражданских войн.

Организаторы музея отдали дань любимому дереву украинцев - пиньйору, принадлежащему к хвойным: у него высоченный ствол, как у сосны, но крона напоминает поднятые к небу человеческие руки. Представлены здесь и образцы пиньйорового гонта. "Синьор-пиньйор" - так называют это дерево переселенцы с Галичины, открывшие его для себя как строительный материал и съедобное растение. Не каждое из них можно было использовать как материал для строительства, это украинцы поняли с годами. Поэтому плотники научились определять его качество по внутренней музыке, которую мастер слышит, приложив ухо к стволу. Пиньйор раз в год приносит округлые колючие плоды, внутри которых семена, похожие на чесночины. На вкус они - как съедобные каштаны. Переселенцы их варили либо жарили, перемалывали и этой массой начиняли вареники или пекли из нее блины. На втором месте по популярности в те времена была фарына: тонкие блины из кукурузной муки, покрошенные в хлопья, которые ели с молоком.

Далее - карта Прудентополя с украинскими церквями, фото 1920 г. На них - свадьба, сцены из спектакля в театре, человек среди пшеницы, молотьба цепами и первыми машинами, тщеславные солдаты. Уже видно, что пришельцы обжились и чувствуют себя в этой местности как дома. Здесь необычайно хорошая глина, а гончаров долго не было ни одного, пока не прибился какой-то из Украины, который и основал целую школу.

У музея сотни, если не тысячи контактов, в разных уголках мира. 19 января 2010 г. президент Федеративной Республики Бразилия Луис Инасиу Лула да Силва подписал закон, согласно которому 24 августа провозглашено в Бразилии национальным Днем украинской общины.