В Национальном музее Тараса Шевченко (зал "Атриум") открыта выставка Алексея Захарчука "Река Гераклита", живописца и графика, заслуженного художника Украины (1929–2013). Экспозиция представляет программные произведения художника, девять из них - монументальные полотна из фондов Национального художественного музея Украины.
На его работах - эпичная Украина. Она раскрывается сложными нюансами света и цвета, мастерством игры - тонами и полутонами.
В его работах - душевная искренность, мягкость, доброта и спокойствие. Это все проникает в сердца ценителей его творчества при одном лишь взгляде на его картины. Названия картин незамысловаты: "Річка Сула", "Напровесні", "Ранок. Туман", "Старий Київ", "Старокиївські пагорби", "Дорога до площі Жовтневої революції"…
И, естественно, самая знаменитая картина - "Синій вечір" (над которой художник трудился 40 лет).
Интересна история создания этого знакового для Алексея Захарчука полотна. Еще в 1972-м в Плютах, на опушке леса возле Дома творчества художников, он сделал несколько этюдов с натуры в дневное время. Затем - рисунок цветными карандашами с того же места.
Позже возникло желание, пользуясь дневными этюдами, связать их с вечерним небом.
Сам Алексей Николаевич и предположить тогда не мог, что будет возвращаться к этому мотиву на протяжении 40 лет! Синее небо на холсте, от которого невозможно оторвать глаз. Ощущается масштаб картины, ее философское наполнение и некая тайна - в синем небе и маленькой звездочке в просвете леса...
А вот его холст "Утро. Памяти Аллы" выполнен также в синем цвете и наполнен печалью по преждевременно ушедшей жене. Здесь передано пограничное состояние природы - небо едва светает. В этой картине - магия, тайна.
У художника существует своя философско-поэтическая "река Гераклита", которая сливается с образами его пейзажей, в которых много "воды" (на его картинах реки - Стугна, Снов, Днепр, Сула).
Многие произведения наполнены туманной серебристой дымкой… Это тоже особенность авторского почерка Захарчука ("Старий Київ. Поділ", "Старокиївські пагорби").
- Мы организовали выставку "Река Гераклита", чтобы представить в пространстве зала "Атриум" основные мотивы творчества мастера, - рассказывает дочь художника Юлия Захарчук. - Так называется и сборник стихов Лины Костенко. Ведь творчество художника - не просто пейзаж, а пейзаж философский, лирико-поэтический. Помню, в нашем доме были сборники стихов великой украинской поэтессы. В данном же случае название экспозиции - река времени: все течет, все меняется. Но неизменным все же остается звездное небо и нравственный закон тысячелетия.
Действительно, пейзажи Алексея Захарчука - как формулы, как древние архетипы нашего познания. Поэтому на этих картинах - небо, река, дорога, словом, природа. Ничего лишнего.
Юлия рассказывает, что ее отец на природе делал лишь наброски будущего пейзажа, чтобы оттолкнуться от натуры. Уже потом дорабатывал тему в своей мастерской. Он писал этюд только тогда, когда был увлечен самим мотивом.
- В знаковой работе "Синій вечір" изначальный мотив - дорога, опушка леса. Уже потом он дорабатывал и дорабатывал этот мотив. Философствовал.
В своих произведениях художник осмысляет сущность природы Украины, ее философию… В его картинах - поэзия. Приближаясь к пейзажам, сам растворяешься в красоте.
- Отец любил наблюдать переходные состояния природы. Отсюда и названия работ - "Житнє поле після дощу", "Ранок. Туман", "Зійшов місяць". Он как бы впитывал это все.
Сам художник родился в городе Ильинцы Винницкой области. Во время войны лишился семьи, попал в партизанский отряд. После войны - детский дом. Затем учеба в Харьковском художественном училище, с 1950-го - в Киевском государственном художественном институте. Его учителя - М.Шаронов, К.Трохименко, С.Григорьев, Т.Яблонская.
- Природа вошла в его подсознание, ведь он ребенком в партизанском отряде постоянно ночевал под открытым небом - в бурьянах, в лесах. Впитывал все краски, состояния, - говорит дочь художника. - У него есть прекрасные этюды с натуры, портреты. Но сами пейзажи у него в основном без стаффажных фигурок. Это пейзаж-формула, в которой есть глубина, многоплановость, определенные мотивы. Он пришел к этому не сразу…
В 2007-м в лондонской Молл-галерее состоялась первая презентация его картин за рубежом. Галерея - в самом центре британской столицы. Западные критики сравнивали творчество украинца Захарчука с Клодом Моне: "Рудиментарний стиль живописи Захарчука сочетает в себе экспрессионизм и контурный рисунок. Он вспоминал Сезанна, Гогена и Матисса как прямых его вдохновителей, хотя из его нынешней выставки очевидно, что изображение быстрых облаков и эксперименты со светом, характерные для Моне, повлияли здесь на творчество художника". (Елена Липсос, Art Commerce Journal, июнь-июль 2007 г.).
- Мой отец принадлежал к поколению шестидесятников, эти художники не имели возможности выезжать на Запад. Не то чтобы он был "невыездной", у него и денег-то особо не было ехать. Если честно, то его держали на задворках пейзажного искусства. Где-то в дальнем углу, многие его творчество вообще не воспринимали. Ведь он создавал свой художественный мир - свои туманы, дымки. Как в работе "Замріяне озеро". Не знаю никого, кто умел бы так искренне, по-детски радоваться облаку, подсвеченому лучами заходящего солнца, костерку из осенних листьев. Это шло вразрез в принципами соцреалистического искусства - когда нужно рисовать днем, зелеными оптимистическими красками, ярко и жизнерадостно.
Представьте, что очень популярный в советское время критик Леонид Владич "обозвал" моего отца Чюрлёнисом. А отец впервые побывал в музее Чюрлёниса лишь в 1992-м. Он увидел эти работы и вспомнил ту ругательную статью. И для него тогда это была честь.
Алексей Захарчук - ученик Татьяны Ниловны Яблонской. Хотя и говорить-то об этом мастере как об "ученике" нельзя. Он на протяжении своего творческого пути сказал свое слово в монументальном пейзаже.
- Два года искусство живописи в КГХИ преподавала у него Татьяна Ниловна. Что он перенял у великого мастера? Какие черты? Может быть, отношение к творчеству, высокую избирательность мотива, увлеченность самим процессом. Он очень ценил учителей - Татьяну Яблонскую, Сергея Григорьева, ставшего для него старшим другом.
Он говорил: "Художник - как пчела, которая собирает нектар с множества цветов и превращает его в мед. И в нашем творчестве, чтобы быть оригинальным и узнаваемым, мы должны учиться у многих мастеров".
Самое главное для художника Захарчука - состояния. Поэтому он так и называл свои работы - "Надвечір'я", "Сутінки", "Ранній ранок"… Эти несколько прозаичные названия картин говорят о чувствительности автора, его внимании к изящным вариациям света. Иногда создается впечатление, что композиции Захарчука находятся на грани с абстрактностью.
Дочь художника говорит, что отец знал цену своим работам. Мол, или я их отдаю безвозмездно, или продаю за достойную цену. И всегда, если тот или иной человек у него что-то покупал, Алексей Николаевич вдобавок обязательно дарил еще одну работу. Говорил: "Дешево продавать работы - унижать себя, ведь это не горячие пирожки…".
В 2014-м дети художника в память об отце создали галерею "Синій вечір" (название одноименной картины Алексея Захарчука).
- Все аспекты творчества отца представлены в нашей камерной галерее. Это как мини-музей, мы показываем разные серии выставок. Вот в данный момент проходит выставка портрета Алексея Захарчука. Он - многогранный художник, а пейзаж - лишь часть его творчества.
Но самое главное - искренность в творчестве, которую он сохранял на протяжении всей своей жизни, несмотря на критику и непонимание.