Александр Белозор - мужественный художник. Он в прямом смысле погружается на дно морское, создавая свои потрясающие живописные произведения, снискавшие успех не только в Украине, но и во многих странах мира. Один из его морских циклов представлен на персональной выставке в Галерее искусств Деснянского района. Сам проект называется "Подводный мир Александра Белозора".
Под каждой его картиной, помимо названия, указано море, соль которого определенная работа впитала. И еще указана глубина, на которую пришлось погрузиться художнику.
Красное море - "Гамар" 2013 г. (глубина 11,3 м).
Адриатическое море - "Крапани", 2012 г. (глубина 8,6 м).
Красное море - "Тистельгорм", 2010 г. (глубина 20,6 м).
Красное море - "Затонувшее судно", 2013 г. (глубина 21,5 м).
Трудно представить, что та или иная картина может быть создана… на глубине 21 м ниже уровня моря!
А вообще диапазон "живописного погружения" Александра Белозора - от 5 до 25 метров. Рекорд - в Красном море, когда он писал коралловые рифы.
Во всех произведениях "Подводного мира" прослеживаются мифический смысл, необычные образы, игра красок. Эти картины наполнены водной стихией…
Александр Белозор - единственный в Украине художник, который пишет свои картины непосредственно под водой. В мире таких людей всего двое: украинец Белозор и француз украинского происхождения, кинооператор из команды Жака-Ива Кусто Андре Лабан.
Как раз Андре считают основоположником подводной живописи. (В октябре почтенному мсье Лабану исполнилось 88 лет).
С чего же началось увлечение украинца подводной живописной стихией?
- В 2004-м я снимался в фильме "Портрет, написанный глубиной", - рассказывает ZN.UA Александр Белозор. - Эта документальная картина рассказывала о каскадере-подводнике Владимире Карпичеве, который организовывал съемки подводных эпизодов в
72 фильмах. В том числе и в "Человеке-амфибии", "Узнике замка Иф".
Представьте, что до этого я ни разу не погружался с аквалангом. Так что "схватить" все основы дайвинга пришлось буквально за два дня. А в фильме у меня была знаковая роль художника, рисующего под водой.
В процессе съемок я и написал два портрета. Потом это перешло в реальную жизнь - и пошло-поехало. В общем, меня затянуло.
Самая большая серия моих подводных работ вышла в 2009-м. За этот период объездил Красное море, Адриатику, Карибы.
Сейчас у Александра Белозора 250 погружений и свыше 100 подводных работ. Кроме Украины, его картины экспонировались в Германии, Франции, Чехии, Японии, Сингапуре. Он кавалер ордена "Кредо", а на международном фестивале подводного изображения "Серебряная акула" в 2009-м получил Гран-при за лучшую работу. Награду украинскому художнику вручил сам основатель подводной живописи Андре Лабан.
Имя Александра Белозора также занесено в Книгу рекордов Украины - за изображение летом 2009-го недалеко от Ялты затонувшей баржи. Размер этой работы - 70 на 100 см. Также его имя и в Книге рекордов Гиннеса: зимой 2010-го в Хургаде (Красное море) на глубине 26 м художник нарисовал на полотне 80 на 100 см затонувший военный корабль.
- Александр, а где вам лучше всего работается, если говорить о морских путешествиях? Где комфортнее всего?
- Да, Крым был мне дорог. Тем более что в планах была целая программа, я хотел написать серию работ "Крым подводный и надводный". Но, увы, планы не реализовались.
В Черном море писать можно максимум на глубине до 10 м, там вода мутная и не очень чистая.
Где хорошо? В Карибском море. Там вода настолько прозрачная, что видно все, но минус в том, что мало живности, она в основном дислоцируется на большой глубине.
Представьте, перед путешествием на Карибы мне довелось брать справку в Министерстве экологии о том, что мои краски экологичны и не загрязнят море. Казалось бы, сколько той краски на огромное море?
А вот в Красном море много разной живности. Постоянно мимо тебя проплывают тучи рыб. Также там фантастические коралловые сады. Под водой нужно быть немного архитектором, чтобы, наподобие Гауди, продумывать образы своих строений. Это потрясающе!
Александр не любит, когда его называют "подводным живописцем". В первую очередь он - художник, а потом уже - дайвер. Ведь подводные картины - это лишь часть его творческого багажа. На суше Белозор пишет в разных жанрах и техниках.
- У нас потрясающая природа! Есть Закарпатье, есть Полесье, есть Киев. У меня мастерская на Подоле: вышел, поднялся на горы в любую погоду - и пейзаж готов.
На открытии выставки в Галерее искусств демонстрируют фильм о технических моментах подводной живописи художника Белозора. Вначале - грунтовка полотна водоотталкивающим раствором. Теперь на него можно накладывать краски под водой. Причем это обычные масляные краски на синтетической основе: ведь дорогие натуральные красители в соленой воде портятся. Далее художник, уже в обмундировании для дайвинга, погружается в воду с полотном, к раме которого прикреплено несколько килограммов свинцового груза, а также палитрой, мастихином, сундучком с красками…
- Подводный мир необыкновенный и сказочный, - говорит Александр. - Картины мои написаны в стиле импрессионизма. Побывав под водой, начинаешь мыслить по-другому. Но все же там, на глубине, нужно всегда следить за временем и воздухом.
Бывает, пишешь картину, разворачиваешься, а рядом "карасик" в полтора метра наблюдает за тобой. Нет, неагрессивный, эта рыба называется наполеон, потому что на голове у нее такая шишка.
Вообще считаю, что под водой нет агрессии, каждый ест то, что ему нужно для жизни.
Но самое главное, что я вижу мир, который невозможно передать словами. Вы представляете, как рыбы спят? Они находят небольшую пещерку и там отдыхают. Ни на что не реагируют. У меня есть работы, которые написаны ночью.
Художник ничего не добавляет и не убавляет от написанной под водой картины. На работу над одним полотном идет до часу времени. Словом, довольно оперативная работа. Он не думает о коммерции: мол, мне под водой интересно, и это приносит дивиденды в других вещах. Сейчас Александра приглашают проводить мастер-классы на Карибы, в Сингапур.
- Люди приезжают на мои мастер-классы даже из Америки. Они хотели бы поучиться, как писать под водой. Конечно, это весомый вклад в мою деятельность: приглашающая сторона оплачивает дорогу и проживание.
Я был на Карибах, и ко мне приехали ребята из Америки, которые хотели освоить данную технику. Некоторые загораются, но в этом деле нужен опыт. Да, может быть, для некоторых это чудо, когда человек ныряет с белым полотном, а через час выходит из воды с уже готовой работой.
Вообще вода - прежде всего положительный энергетический момент, она дает расслабление и такое спокойствие - его невозможно передать! Я как в невесомости. А сколько всего вижу!
На суше работа художника непроста, но когда погружаешься на глубину, этот труд становится тяжелее в разы, ведь это определенный стресс для организма. Иногда на глубине меняется состояние сознания. Пишешь картину около часа и начинаешь вспоминать детство, фильмы Кусто, и уже не замечаешь, что ты на глубине 16 м, и рядом плавают разные рыбы и крабы.
Но есть люди, напоминающие, что нужно собирать краски и подниматься на поверхность.
И когда поднимаешься с готовой работой в руках, иногда встречаешь группу дайверов из пяти-семи человек… А у них ступор, диссонанс, когда видят человека в обмундировании и с картиной в руках! И все семеро показывают мне знак: "Все ОК?". Словом, это экстрим, но мне нравится и интересно.
Логичный вопрос: не желает ли художник остаться где-нибудь у теплого синего моря, где было бы комфортно творить в данной редкой технике? Александр говорит, что в первую очередь важно не место обитания, а внутреннее ощущение комфорта. Да, это классно и приятно - ездить по миру, но всегда нужно возвращаться домой.
На киевской выставке также представлены и другие картины Александра Белозора - из "Красной серии", и масштабные произведения из серии "Сумом".
- Считаю, что искусство должно служить людям. А когда одни художники ходят на выставки к другим художникам, тогда даже самая удачная экспозиция превращается в банальную тусовку.
***
У многих на слуху поговорка: "Жизнь дала трещину, переехал на Троещину". Этот район Киева (первый по величине и численности жителей не только в столице, но и в Украине, и даже в Европе) считается не очень престижным. И Галерея искусств в Деснянском районе - пример первой районной галереи коммунальной собственности. Открыта она год назад, в октябре 2015-го, при Центральной библиотеке Деснянского района.
"Это интересный европейский опыт, когда галереи открываются при библиотеках. Теперь в этих стенах можно увидеть картины, которые выставляются и в престижных европейских галереях", - говорит Татьяна Овраз, директор Централизованной библиотечной системы Деснянского района г. Киева.
По художественной направленности галерея разноплановая. За год в этих стенах прошло много знаковых выставок. Также проводятся бесплатные мастер-классы для детей, заседания Малой академии наук, тренинги.
Этой Галереи искусств не было бы без инициативы таких подвижников, как, например, художник, лауреат Национальной премии им. Т.Шевченко Валерий Франчук. На счету художника 165 персональных и очень много коллективных выставок. Его работы экспонируются во многих отечественных музеях Украины и других стран мира. Сейчас он возглавляет художественный совет Деснянского района при районной администрации.
Этот мастер лоббировал открытие галереи более 10 лет.
- 15 лет моей жизни ушло на то, чтобы наконец-то на Троещине нашлось помещение для очага культуры, - говорит Валерий Франчук. - Ведь многие думают, что Деснянский район - это вообще не столица. А значит ни о какой культурной жизни здесь и речи быть не может. Понятно, что надо было с чего-то начинать. В свое время я обошел 14 руководителей района. Некоторые думали, что я ненормальный. К тому же все эти руководители менялись почти каждый год. Только привыкну к одному ходить, а тут уже нужно к другому привыкать. Но я все долбал и долбал в одну точку. Когда киевским головой стал Виталий Кличко, стена несколько сдвинулась. На одном из культурных собраний я четко сказал, что не остановлюсь, пока в нашем районе не будет галереи. Кто-то это услышал, Киеврада пошла навстречу.
Нашлось место. Раньше здесь был секонд-хенд… В общем, случилось чудо на 15-й год моего эпистолярного творчества, письменных прошений об открытии галереи.
Еще на открытии галереи Валерий Франчук подарил
20 своих картин как старт фонда будущего полноценного музея на Троещине. Может быть, со временем этот фонд действительно расширится за счет других художников и перерастет в музей?
Подобные инициативы отдельных украинских художников идут вразрез с тенденцией сплошных "коммерческих" инициатив. Приятно уже то, что в выходной день, во время прогулки с ребенком можно зайти в эту Галерею искусств, "инвестируя" в подрастающую личность разумное, доброе, вечное.