UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украинский хит от Пласидо Доминго

Всемирно известный певец Пласидо Доминго выступил в Национальном дворце искусств "Украина".

Автор: Ольга Кизлова

Он - один из знаменитых "трех теноров", приблизивших в конце ХХ в. классическую оперу к широкому кругу слушателей, сделавших оперу демократическим, массовым жанром. Легендарное трио - Доминго, Лучано Паваротти и Хосе Каррерас - с 1990-го собирало огромные стадионы и городские площади слушателей, наслаждавшихся звучанием великолепных голосов выдающихся оперных солистов, исполнявших фрагменты классических опер, народные итальянские и испанские песни и другой известный академический теноровый репертуар.

78-летний маэстро пел, как в молодости, легко владея всеми узнаваемым, прекрасным, чистым, глубоким голосом и так же легко поднимаясь на небольшой подиум перед аккомпанировавшим Национальным симфоническим оркестром Украины.

С ним приехали трое солистов - его сын, приятный "эстрадный" баритон Пласидо Доминго-младший и два отличных, хорошо известных в оперном мире сопрано: латышская примадонна Кристине Ополайс (39 лет) и его давняя партнерша немецко-американская певица Микаэла Оэсте (ей 37).

Обе солистки в расцвете творческих сил, обладают красивыми голосами (голос Кристине ближе к лирико-драматическому тембру, а Микаэлы - лирико-колоратурному сопрано) и гастролируют в ведущих театрах мира.

Особенно титулована латышка, поющая в Метрополитен-опера, Ла Скала, Берлине, Вене, Ковент-Гардене и Баварской опере. Дирижировал каталонский маэстро Жорди Бернасе, в свои 42 года известный не только в Испании, но также в Европе и США.

Начался концерт увертюрой к опере Дж.Верди "Сила судьбы". Оркестр играл выразительно, страстно и драматично, затаенно и нежно. Прекрасно звучали соло деревянных духовых и арфы, групповые мощные аккорды меди. Состав оркестра "аккомпанирующий", небольшой - шесть пультов первых скрипок. Компактное, ровное, прозрачное звучание струнных на протяжении всего концерта радовало слух придирчивого меломана.

Выход маэстро сопровождался радостным приветствием зала. Первой прозвучала ария Макбета из одноименной оперы Верди. Певец в прекрасной форме, его голос отлично звучит на пиано, по-прежнему ярко "раскрывается" на высоких нотах и кульминациях. Затем - выразительная ария в исполнении Кристине Ополайс (А.Каталани, ария Валли).

В концерте исполнялось много дуэтов. Знаменитый драматичный дуэт Жермона и Виолетты из "Травиаты" сочетал благородство и отчаяние, страсти и страдания героев.

Оркестр сыграл увертюру к "Сицилийской вечерне". Идеальные унисоны струнных, красивый тембр виолончелей на фоне дуэта флейт - музыка благородных вердиевских интонаций…

Доминго вывел другую партнершу - элегантную американку Микаэлу Оэсте. И они пропели нежный, красивейший дуэт из оперы Жюля Массне "Таис".

Замечательно солировала на фоне нежной арфы Натальи Измайловой скрипка в руках молодого концертмейстера оркестра Максима Гринченко.

Микаэла нежно, утонченно исполнила знаменитый хит - арию Лауретты O mio babbino caro из оперы Пуччини "Джанни Скикки".

Кристине в своем пышном черном платье исполнила арию Маргариты из "Мефистофеля" А.Бойто (дополнил картину прекрасный терцет флейт). И заключил первое отделение маэстро Доминго, исполнивший арию Жерара из "Андре Шенье" У.Джордано. Он блестяще, превосходно закончил "баритональный" раздел выступления в первом отделении (для баритона написана и партия Жермона в "Травиате").

Второе отделение продолжительнее, более "легкое" по содержанию. Прозвучали арии и дуэты из знаменитых оперетт, сарсуэл и мюзиклов. Но самым большим сюрпризом оказалась наша народная песня "Чорнії брови, карії очі", которую, как объяснил г-н Доминго, он накануне специально разучил из Youtube, услышав ее в исполнении нашего легендарного тенора Анатолия Соловьяненко. Ею открылась вторая часть концерта.

Микаэла ярко, задорно спела арию Сильвы из одноименной оперетты И.Кальмана. Затем Доминго и Кристине исполнили дуэт Ф.Легара из "Веселой вдовы". Увертюру к "Летучей мыши" Иоганна Штрауса искрометно "прошпилил" оркестр. Прозвучал знаменитый дуэт из "Вестсайдской истории" Л.Бернстайна (Доминго-Оэсте). Сын звезды - баритон Пласидо Доминго-младший спел фрагмент из сарсуэлы Альваро Каррильо Sabor a Mi, потом с отцом нежный дуэт Армандо Монсанеро Аdoro. Оригинальной, горячей испанской интонацией пронизана оркестровая Интермедия Геронимо Хименеса из сарсуэлы "Свадьба Луиса Алонсо". И еще три фрагмента из сарсуэл спели Доминго и его партнерши.

К слову, о языке в опере. В прошлом номере газеты вышла статья "об опере на украинском как нациеобразующем проекте". Никоим образом, не умаляя значения украинского языка в нашей жизни, в стратегии построения независимой Украины, выражу собственное субъективное мнение. И опорой мне послужит данный концерт. В нем звучали произведения на итальянском, испанском, французском, немецком, английском, чешском и украинском языках.

Язык - неотъемлемая часть вокальной музыки, в частности оперы, один из ее выразительных элементов. Вспомним теорию академика Бориса Асафьева об общности речевой и музыкальной интонации.

Говоря проще, никто не станет возражать, что немецкая музыка кардинально отличается от китайской, индийской или арабской. Так же, как названные языки. Можно, конечно, петь итальянские оперы по-немецки в Германии и на украинском - у нас. Впрочем, как говорил г-н Голохвастов "Но… зачем же?! Это ж ведь очень и очень!"…

Представьте, в финале концерта после пяти или шести "бисовок" Кристине Ополайс спела арию Русалки из одноименной оперы Антонина Дворжака на чешском (именно так идет опера славянского классика в мире).

Завершился концерт знаменитыми латиноамериканскими хитами Bésame mucho и Granada. Наши оркестранты, общавшиеся с мэтром во время репетиций, рассказали, что маэстро Доминго - сама доброта, открытость, человеколюбие и отсутствие звездности.