UA / RU
Поддержать ZN.ua

УКРАИНСКИЕ ТЕЛЕЗРИТЕЛИ ПРЕДПОЧИТАЮТ СВОИХ БУРЖУЕВ

На то, что сериал «День рождения Буржуя» будет иметь успех, его создатели — телекомпания «1+1» и московский кинопроизводитель «НТВ-профит», конечно, рассчитывали...

Автор: Анна Соболевская

На то, что сериал «День рождения Буржуя» будет иметь успех, его создатели — телекомпания «1+1» и московский кинопроизводитель «НТВ-профит», конечно, рассчитывали. А иначе зачем браться за создание дорогостоящего и трудоемкого кинопродукта — 15 больших серий, каждая форматом полнометражного фильма? На успех была рассчитана и массированная, умело проведенная рекламная кампания, которая продолжалась и после выхода фильма на экран. Ну и, конечно, что самое главное — сам кинопродукт, весьма и весьма качественный. Не телевизионное «мыло», скроенное скромненько и без затей, а хорошее кино, сделанное в лучших традициях детективного жанра, когда действие держит зрителей в напряжении от первого до последнего кадра, когда сюжет с каждым новым фильмом все более напоминает сжимаемую пружину, которая потом стремительно выпрямится к финалу, в одночасье разрушив все наши прогнозы и подозрения (а подозреваем мы, как и полагается в приличном детективе, едва ли не каждого из экранных персонажей).

Ко всему этому можно было бы добавить еще несколько немаловажных компонентов, которые призваны были обеспечить успех «Буржую». Итак, сценарий — интригующий, остроумный, с точно выписанными героями и удачно схваченными типичными приметами нашей жизни, не только украинской, но, присущей всему постсоветскому, даже постсоциалистическому пространству. Пожалуй, это лучшая на сегодня работа сценариста Юрия Рогозы, как раз и сделавшего себе имя в криминально-детективном жанре. Это — очень хорошая по чистоте и выразительности «картинка», которая столь редка сегодня на ТВ. Это — любопытнейшие актерские работы, независимо от того, главные ли роли или эпизодические. Это — современная и динамичная режиссура Анатолия Матешко. Так что, успех «Буржуя», который вышел на экраны «1+1» и «НТВ» с разницей в один день, был вполне прогнозируем. Но такого в самых смелых мечтах не ожидал никто, даже, наверное, продюсеры сериала — Александр Роднянский («1+1») и Игорь Толстунов («НТВ»), которые должны быть здоровыми оптимистами по определению. Уже после первой недели показа рейтинг «Буржуя» стремительно скакнул вверх. Доля аудитории, которая смотрела сериал, составляет 65 процентов (при том, что обычно 15—20 процентов считается вполне пристойными показателями). Этот оглушительный успех сериала наводит на некоторые размышления.

Ну во-первых, он самым решительным образом разрушает расхожее нынче убеждение, что отечественному зрителю украинское кино не интересно, не нужно и т. д. То, что сентенции подобные глубоко ошибочны, можно было догадаться уже после выхода на экраны весьма слабого образчика «телемыла» — сериала «Роксолана», когда профессионалы возмущенно фыркали, а зрители невозмутимо смотрели. Значит, это кому-нибудь было нужно? Но кинематографисты, а в большей степени бизнесмены и предприниматели, которые бы не только могли себе сделать прекрасное реноме на поддержании украинского кино, но и вернуть вложенные инвестиции, факт этот проигнорировали. Зря. Доказательство тому — феноменальная популярность российского сериала «Менты», которая побила все мыслимые рейтинги. И вот мы подходим к пункту два. История — это хорошо, но современная жизнь как она есть, с которой зритель отождествляет себя, для телеаудитории оказалась предпочтительнее. В этом смысле «Буржуй» безусловно попал в «десятку». И если «чернушные» сюжеты «Ментов» в какой-то момент начали утомлять, то вполне реалистичные, хотя и не без мистически-криминального налета, мотивы украинского сериала выглядят куда свежее и увлекательнее. И — совсем не агрессивно, что, на мой взгляд, очень важно. Выведя в качестве главного героя действительно буржуя по своему социальному статусу, авторы вызывают у зрителей не классовую неприязнь к ненавистному буржуину, а рождают чувство сочувствия и сопереживания. Ведь на самом деле важно, не каков твой годовой доход или размеры дома (кстати, обратим внимание, что сверхпросторное жилье Буржуя совсем не вызывает раздражения), а что ты за человек. Подлец всегда подлец. Будь он капиталистом или люмпеном. И наоборот. Впрочем, эти простые истины в фильме подаются исподволь, ненавязчиво, даже без намека на морализаторство, что также наверняка привлекает аудиторию.

И наконец, в-третьих. «День рождения Буржуя», как я уже говорила, кино высокопрофессиональное. После бедности и кинематографической убогости иных сериалов его смотришь с удовольствием. Потому что создатели уважают тебя, зрителя, твой эстетический вкус. Потому что приятно осознавать, что мы способны делать вполне добротное европейское кино. Потому что появилась весьма обоснованная надежда: «Буржуй» — это только первая ласточка. Главное помнить: мы не столь богаты, чтобы позволить себе снимать дешевое кино.