Не секрет, что у многих отечественных исполнителей до сих пор не было возможности выпускать свои записи на компакт-дисках ведущих западных фирм звукозаписи. Почти не имели такой возможности и украинские композиторы (за редким исключением). В сентябре наконец произошло событие, которое способно сдвинуть эту проблему с мертвой точки. Лицензиат всемирно известной фирмы EMI, имеющей двухвековую историю и безупречное реноме на рынке, сделал первый шаг на пути ознакомления внешнего мира с достижениями украинского исполнительского искусства. В каталоге фирмы EMI значатся самые выдающиеся имена как исполнителей классики (от Карузо до Доминго), так и рок- и поп-музыкантов. Недавно среди них появилось и имя нашей Русланы. Но сейчас речь о другом. Фирма Comp music EMI licensee выпустила диск дуэта украинских музыкантов, солистов Национальной филармонии Украины, заслуженных артистов Украины Германа Сафонова (скрипка) и Елены Строган (фортепиано). Этот диск уже поступил в магазины и продается по цене, приемлемой для украинского покупателя. Такое событие, пожалуй, еще войдет в историю и ознаменует собой новую эру — эру мирной европейской экспансии украинских академических исполнителей.
Показателен и подбор произведений, представленных на диске. В него вошли сочинения сонатного жанра, принадлежащие перу Максима Березовского, Франца Шуберта и Юрия Ищенко. Кому-то такая «компания» покажется довольно случайной, произвольно подобранной. Но те, кто присутствовал на презентации диска, прошедшей в столичном Доме ученых, имели возможность убедиться в выверенности и концептуальности этой программы. Такое соседство авторов позволяет украинской музыке прозвучать в контексте мировой музыкальной классики, что также весьма познавательно для потенциального зарубежного слушателя. Герман Сафонов, демонстрируя образцы каждого трека своего нового диска, подробно рассказал о том, как родился его замысел и чем обусловлен выбор репертуара. Очень жаль, что каждый, кто возьмется прослушивать эту запись, не смог услышать вдохновенный и трепетный рассказ Сафонова. Резюмировать его можно было бы приблизительно так: практически в каждом из вошедших в альбом произведений прослеживается путь от мучительного осознания невозможности земной любви к некоему гармоничному духовному умиротворению. Впрочем, некоторые идеи, изложенные скрипачом, содержатся в обстоятельном пояснительном слове Валентины Кузык, напечатанном на вкладыше к диску. Оформление обложки взял на себя известный художник и кинорежиссер Сергей Маслобойщиков.
Диск по праву можно считать диском премьер. Ведь в данном случае фирма Comp music EMI licensee, работающая на рынке Украины более одиннадцати лет, впервые в истории обратилась к академическому жанру в Украине. Дебютантами можно считать и самих исполнителей — это первый их диск, выпущенный в нашей стране. Кроме того, все произведения, вошедшие в альбом (не исключая и Сонатину №3 Шуберта), впервые представлены в украинской дискографии. Наконец, Соната Березовского — первое произведение профессиональной восточнославянской музыки и впервые выходит на компакт-диске. Это произведение, созданное в 1772 году, было обнаружено украинским композитором и пианистом Михаилом Степаненко более двадцати лет назад в Париже. Примечательно и то, что с выходом диска слушатель сможет познакомиться с одним из лучших образцов украинской камерной музыки ХХ века — Сонатой №5 Юрия Ищенко для скрипки и фортепиано, созданной в 1998 году. Сотрудничество дуэта Сафонов—Строган с этим композитором продолжается. Через несколько дней после презентации диска в Колонном зале Национальной филармонии Украины состоялся концерт, который включал мировую премьеру — Сонату №7 для скрипки и фортепиано Юрия Ищенко, посвященную автором этим музыкантам и сыгранную на скрипке новой конструкции мастера Флориана Юрьева.
За плечами музыкантов, записавших диск, достойный артистический путь и выступления на многих концертных площадках Европы — в Польше, Хорватии, Болгарии, Германии, Италии, Франции, Швейцарии. Возможно, немалую роль в их музыкантской судьбе сыграло и то, что они являются супружеской парой. Елена — выпускница класса известного концертирующего пианиста В.Винницкого (ныне живущего в США), а Герман — питомец класса профессора А.Горохова. В 1996 году они обучались в Академии Менухина в Швейцарии. Именно дуэт Сафонов—Строган впервые в Украине исполнил многие камерные произведения Айвза, Кршенека, Квандала и многочисленных украинских композиторов. Недавно этот дуэт, заслуженно называемый «дуэтом солистов», отметил свое десятилетие. Евгений Станкович так сказал об их игре: «Дуэт Г.Сафонова и Е.Строган — высокопрофессиональный ансамбль музыкантов, которых отличает глубокая культура, прекрасное ощущение стиля и формы, тонкий вкус, способность воссоздавать широкий образно-эмоциональный спектр — от тончайшей лирики до стихии открытых эмоций». Герман Сафонов также концертирует как солист с ведущими симфоническими оркестрами Украины.
Поскольку в программу диска вошло произведение нашего современника, хотелось бы уделить некоторое внимание. Пятая соната Ищенко представляет собой четырехчастный цикл. В первой части автором использованы элементы додекафонной техники. Причем фортепиано и скрипка звучат в этой части поочередно, ни разу не «пересекаясь». Мелодический материал скрипичной партии в первой части сонаты, выполняющей функции экспозиции всего цикла, по признанию исполнителей, в чем-то напоминает григорианский хорал. Сам же композитор склонен мыслить эту свою интонационную находку как вольное наследование знаменного распева. Он чередуется с разнохарактерными, нервными, порой несколько экстатичными репликами рояля. Таким образом, уже в первой части задано определенное противостояние — духовного и земного начал. Противостояние, которому будет суждено претерпеть любопытное развитие в последующих частях. Во второй части фортепиано вступает в «активную фазу», уже не предъявляя себя как данность, а активно участвуя в диалоге. На этот раз оно предлагает свой «ответ» скрипке — это стихийная виртуозность, скачки и ритмическая неровность. Почти все его созвучия диссонантны. Перед окончанием этой части происходит маленькое чудо. После внезапной паузы скрипка на pianissimo издает шесть звуков — истаивающих, неразличимо-зыбких флажолетов (напоминание о них возникнет и в последних тактах части). Здесь и происходит смысловой перелом цикла. Наметившееся воцарение духовного начала особенно ярко проявляется в следующей затем арии. Ее фактура и мелодический материал заставляют вспомнить о духовных барочных ариях. А пытливое ухо даже услышит здесь интонационный фрагмент-аллюзию из скрипичного концерта Баха, трогательно вплетенный в партию скрипки. Финальное Sostenuto знаменует собой окончательное обретение душевной гармонии — как внутренней гармонии каждой из партий, так и гармоничного диалога между скрипкой и фортепиано, который на этот раз происходит уже в едином эмоциональном «ключе». Форма четвертой части — это вариации, каждая из которых заканчивается интонационным фрагментом церковного песнопения «Господу помолимся», проходящим в партии рояля. На каком-то этапе варьирования скрипка производит завораживающие цепочки «ангельских трелей» (выражение Сафонова, родившееся в противовес названию знаменитой скрипичной сонаты Тартини «Дьявольские трели»). Нельзя не заметить, что музыка сонаты оказывает сильнейшее эмоциональное воздействие на слушателя. Единство ее концепции и убедительно показанный последовательный путь, проделываемый каждым из солистов, позволяет расценивать Пятую сонату Ищенко как вдохновенный и изысканный образец камерной музыкальной литературы.