UA / RU
Поддержать ZN.ua

УКРАИНСКИЕ МЕДАЛЬЕРЫ В МИРОВОМ КОНТЕКСТЕ

Поговорим о медалях. Многие из нас ошибочно считают, что медали -это только награды. На самом деле, медаль скорее напоминает миниатюру в бронзе...

Автор: Алла Феофанова

Поговорим о медалях. Многие из нас ошибочно считают, что медали -это только награды. На самом деле, медаль скорее напоминает миниатюру в бронзе. Несмотря на бесконечное разнообразие тем: будь то портрет или запечатленное историческое событие, медали, как никакой другой вид искусства, отражают время и место, где они были произведены. Вся медальерика существует под девизом: «Чтобы помнили». Круглые, квадратные, овальные, треугольные и неопределенных форм, медали могут также быть исполнены в виде диптиха или триптиха, иметь как две (аверс и реверс), так и одну (аверс) стороны и выставляться в композициях с кожей, холстом и т.д. Медаль - это особый, ни на что не похожий, вид искусства.

Медаль (франц. - medaille, итальян. - medaglia, лат. - metallum - металл) ведет свою родословную от монеты. Медальерное искусство возникло в Лидии в Древней Греции с появлением монет. В Древнем Риме, наряду с монетами, в денежном обращении были и медальоны, изготавливавшиеся в честь знаменитых событий. В конце XIV века медали впервые появились в Северной Италии, и их коллекционирование стало страстью многих гуманистов, в числе которых был и великий Петрарка. Существует легенда, повествующая о том, что именно ему принадлежит мысль о создании медали, подражающей древней монете, но не имеющей ее утилитарного назначения. Родоначальником медальерики считают скульптора Пизанело, работавшего в середине XV столетия. Медали Итальянского Возрождения были посвящены знаменитым людям того времени, среди которых Лоренцо и Козимо Медичи, герцоги, епископы, знаменитые художники, прекрасные дамы.

В наши дни коллекционирование медалей и увлечение медальерным искусством можно назвать «хобби» банкиров и аристократов, членов европейских королевских семей. В частности, династии Фордов принадлежит огромная коллекция медалей.

В мире существует Международная федерация медальеров FIDEM. Эта федерация была создана в 1937 году профессиональными медальерами, директорами монетных дворов, банкирами, издателями, меценатами. Организация проводит международные конгрессы и выставки медалей. Они организуются всегда под патронажем главы государства, на территории которого проводятся, и являются высокопрестижными мероприятиями как для участников, так и для страны проведения. После каждой выставки выпускается великолепной печати каталог, где представлены работы стран-участниц. В настоящее время членами FIDEM являются более тридцати стран - это США, Германия, Англия, Франция, Италия, Нидерланды и др. Украина в FIDEM не входит, потому что еще в 50-е годы Советский Союз был исключен из этой международной организации за неуплату членских взносов.

Справедливости ради следует добавить, что не только этот факт обусловил непопулярность медальерного жанра в нашей стране, но и отсутствие в ней на протяжении многих веков своего монетного двора. В шеститомной истории искусств Украины медальерство даже не упоминается, хотя медальеры у нас есть и они продолжают работать.

И самое удивительное, что в каталогах последних двух конгрессов FIDEM Украина представлена. Хотя вряд ли ей самой об этом известно, потому что произошло это исключительно благодаря заслугам и энергии двух молодых, очаровательных, талантливых и умных женщин, единственных в нашей стране членов FIDEM и Британского медальерного общества, зарегистрированных в том числе и на Парижском монетном дворе. Это работающие в соавторстве Оксана Терехина и Наталья Домовицких. Наталья является делегатом FIDEM в Украине, т.е. осуществляет связь наших медальеров с миром, а Оксана недавно стала президентом первого в Украине Медальерного общества, которое будет объединять как профессионалов, так и любителей медалей.

Наталья и Оксана достаточно известны в мире. Их работы находятся в музеях США, Великобритании, Израиля, а также в частных коллекциях этих стран, Германии и Нидерландов. О них высоко отзывался президент США Билл Клинтон, бывший посол США в СССР Джон Мэтлок, духовник английской королевской семьи - он же Настоятель Вестминстерского аббатства, кстати, вручивший одну из работ художниц (посвященную чернобыльской трагедии) 27 апреля этого года во время торжественного вечера к печальной 10-й годовщине Чернобыля, Президенту Украины Л.Кучме. Парадоксальность ситуации заключалась в том, что ни один из работников Министерства культуры, присутствовавших в зале, не ведал о существовании Домовицких и Терехиной.

Недавно Наталья и Оксана вернулись с очередного XXV конгресса FIDEM, проходившего в городе Нойбург в Швейцарии.

- Наташа, как проходил конгресс?

- Конгресс проводится раз в два года, это как олимпийское движение в спорте. Обидно, что наша страна до сих пор не оценила, сколь престижно участие в подобной организации. Когда мы приехали на FIDEM в 94-м году как частные лица, мы впервые заявили о себе и Украине. И впечатление произвели. Тогда, кроме наших с Оксаной работ, мы вывезли еще работы скульптора Быстрова и Маслика, а в этом году - Юрия Кудрявченко, Юлии и Александра Скобликовых. Следует сказать, что проведение конгресса FIDEM финансируется за счет членских взносов, помощи меценатов разных стран и оплаты участниками своей работы в конгрессе. Не имея за своей спиной, как делегаты других стран, монетных дворов, банков и меценатов, мы вынуждены были изыскивать средства сами. Помня печальный опыт 1994 года, когда мы убили время, оббивая пороги фондов, банков и т.д., в этом году обратились за помощью к нашим зарубежным друзьям, и коллекционеры Германии и Голландии оплатили участие украинских скульпторов-медальеров в конгрессе FIDEM.

Сам конгресс был организован очень торжественно и красиво. Он проходил в городе Нойбурге - одном из известнейших курортных мест Швейцарии, страны «самого развитого капитализма», как там все шутят. Это очень красивый город. Дворцы, особняки, музеи, огромное, как море, озеро, где у причала плавают лебеди. 12 июня в университете города Нешатель состоялась торжественная церемония открытия конгресса. С приветствием к участникам обратился спикер кантонального парламента кантона Нешатель г-н Пьер де Монтмоллин. На следующий день в музее искусств и истории была открыта выставка медалей.

1500 медалей из 37 стран разместились на двух этажах старинного музея. Украинские экспонаты не остались незамеченными. К нам подходили президенты германского, швейцарского монетных дворов, особый интерес проявила японская делегация, а ее президент предложил «дружить обществами», т.е. обмениваться информацией, деловыми поездками, организовывать совместные выставки и т.д. По просьбе финской делегации мы устроили в гостинице импровизированную выставку из тех своих работ, которые не выставлялись. Интересно, что на FIDEM не все думают одинаково. В отличие, например, от англичан, которые любят поиск и все новое в медальерике, финны очень консервативны. Хорошо отозвавшись о наших работах в целом, они сказали о некоторых из них: «Прекрасные, прекрасные работы. Но это не медали, это скульптуры, потому что они односторонние». Сам FIDEM, тем не менее, приветствует новые пути развития искусства, и подтверждением тому служит то, что «Гран-при» получил голландский медальер, работу которого можно было бы скорее назвать скульптурой малых форм.

- Какие еще премии присуждаются?

- Кроме «Гран-при», существуют 1-я,

2-я, 3-я и поощрительные премии, которые утверждают, например, Финское монетное общество, Японский монетный двор, Португальский монетный двор выдает премию «За лучшую работу на тему португальской истории и культуры». Финны утвердили премию «Лучшему художнику прибалтийских стран».

- Кто оценивает работы?

- Работы оценивает жюри, состоящее из семи человек. Жюри выбирают делегаты FIDEM в странах-участницах. В него могут входить и искусствоведы, и производители медалей (художники и литейщики), и представители монетных дворов и банков. В жюри также входят президент FIDEM, Марк Джонс - директор Шотландского национального музея (до этого он возглавлял отдел медалей и монет Британского музея) и генеральный секретарь FIDEM Миранжела Джонсон Паскуалетти.

- А проведение конгресса ограничивается выставкой, банкетами и экскурсиями?

- Нет, конечно. Существует еще большая рабочая и теоретическая часть. Ведь там собираются и издатели, и искусствоведы, и художники, и пресса, и нумизматы, и многие другие. Кстати, что касается нумизматов, я понимаю, что в Украине, в связи с криминогенной обстановкой, многие сейчас просто прячутся, но в других странах они входят в медальерные общества, и нам бы хотелось такого же сотрудничества, ведь наше общество объединяет, скажем так, и производителей, и потребителей, и профессионалов, и любителей. Как делегат FIDEM от Украины я была приглашена на большой прием, устроенный американской делегацией. Так вот их ассоциация так и называется «Ассоциация медальерного искусства и нумизматики». Теоретическая часть конгресса проходила в университете города Нойбурга, в уютном, хорошо оборудованном конференц-зале с большим экраном. Все выступления сопровождались показом слайдов и видеоклипов. Было очень много интересных докладов. М.Джонс рассказывал «Историю Луи XIV в медалях», профессор Гебль из Германии об истории и различных техниках производства медалей. Неожиданным было выступление медальера из США, который делает совершенно необычные медали, фактически украшения из дерева, пластика, используя комбинированные материалы. Выступление так и называлось: «Я делаю так, потому что я хочу делать так». Ну, а потом у меня была личная беседа с генеральным секретарем и президентом FIDEM о создании нашего Общества, о том, что в его планах проведение выставок в Украине, чтобы встряхнуть украинских медальеров, популяризировать этот жанр; организация студий для желающих научиться делать медали, пропагандистская работа и работа с музеями и банками, которые, кстати, могли бы выпускать с нашей помощью памятные медали и монеты с портретами своих директоров, как это делается во всем мире. На этом конгрессе я была официально утверждена в своей делегатской должности тайным голосованием представителей 37 стран, что, надеюсь, даст нам право стучаться в те двери, которые ранее были для нас закрыты.

Недавно получили письмо от генерального секретаря FIDEM Миранжелы Джонсон с официальными поздравлениями по случаю создания Медальерного общества в адрес президента общества Оксаны Терехиной и в мой адрес в связи с утверждением генеральной ассамблеей FIDEM делегатом в Украине.

- Принес ли нынешний конгресс деловые контакты, связи?

- Конечно. Финны, например, просят нас сделать программу для обучения медальерному искусству в школах. Некоторые частные монетные дворы обратились к нам с предложениями о сотрудничестве. Ведь частный монетный двор имеет право выпускать валюту любой страны, кроме своей государственной. К примеру, немецкий получил заказ напечатать денежные знаки для Йеменской республики. А получив заказ, монетные дворы могут привлекать к работе художников любых стран. Кроме того, наши работы имели хорошую прессу. Вот, к примеру, нам уже прислали американский журнал «Coin World», солидное издание, очень популярное среди нумизматов и медальеров, со статьей о нас.

Очень трогательное событие произошло в конце конгресса, когда к Наташе и Оксане подошел воспитанник Директора японского монетного двора Танабе Такецугу и, подарив им свою маленькую медаль (на FIDEM особым шиком считается приложить к визитной карточке либо дать вместо нее медаль, повествующую что-либо о художнике на аверсе, с телефоном и адресом на реверсе), добавил к ней большую коробку с изготовленными им бумажными журавликами - «оригами». «Передайте это детям Украины, пострадавшим от чернобыльской трагедии», - сказал он.

Не для того чтобы испортить «ложкой дегтя бочку меда», а чтобы, может быть, помочь художницам, мне хочется добавить, что ютятся они в маленькой мастерской на Троещине, где даже нет возможностей для литья. Поэтому они отдают доведенную до совершенства модель литейщику, который не раз и не два может ее испортить. Половина времени медальеров уходит на поиски спонсоров, оформление различных бумаг, деловую переписку, отправку работ, своих и коллег, за рубеж на выставки. Им нужны деньги, им нужна поддержка страны, им нужен компьютер и факс, им нужен, наконец, деловой, энергичный и умный менеджер, который сопровождал бы их в поездках и освободил бы их для творчества. Может быть, сейчас он читает эти строки.

* * *

В «ЗН» № 31(96) от 3 августа в материале «Украинские медальеры в мировом контексте» по техническим причинам были допущены нелепые ошибки. «ЗН» считает необходимым опубликовать указанный материал повторно.