Хотя год Италии в Украине официально не объявили, Дни итальянской культуры, проходящие ежегодно в мае, традиционно плавно перетекают в месяцы и наполняют собой культурную ауру нашей страны. Мы получаем возможность знакомиться с итальянским балетом и драматическим театром, посещать выставки — художественные и истории моды, слушать итальянских музыкантов мирового класса и оперы с современной итальянской режиссурой.
И все это открывается для нашего зрителя, слушателя во многом благодаря деятельности Итальянского культурного центра в Киеве, одного из 76, принадлежащих международной сети. Задача центров культуры — в пропаганде старой и новой культуры Италии, распространении итальянского языка. Именно они делают возможным приобщиться к великой культуре, подарившей миру Леонардо да Винчи и Рафаэля, Данте, Пуччини и Верди, не выезжая за пределы Украины.
Работу Итальянского культурного центра в Киеве возглавляет профессор Никола Франко Баллони. Для него это уже вторая командировка в Украину, которая началась чуть меньше года назад. Второй приезд в Украину был ознаменован активным участием в организации визита великой Софи Лорен в рамках международного фестиваля «Молодость».
Начатая на таком высоком аккорде командировка дала импульс воплощению многочисленных проектов уже в течение первого года пребывания. Один из последних примеров — восстановленный в репертуаре Национальной оперы Украины после более чем 80-летнего перерыва спектакль Амилькаре Понкиелли «Джоконда».
— На киевской сцене «Джоконду» впервые увидели в 1885 году. Со временем от этой оперы отказались многие театры мира. Дело в том, что даже в наши дни такие театры, как миланский «Ла Скала» и парижский Гранд-Опера, не в состоянии поставить этот спектакль из-за организационных сложностей огромного количества людей, включая артистов цирка, балетные силы, детские хоры. И самое главное — необходимость обеспечить шесть достойных равновеликих солистов, причем еще придусмотреть второй состав исполнителей.
— А в Украине, вы хотите сказать, несмотря на массовый отъезд на работу по контракту звезд мировой величины, такое количество нашлось?
— Именно это и хочу сказать. Потенциал сильных и выразительных голосов в Украине, по-видимому, неисчерпаем. В этом плане мы, итальянцы, с вами конкуренты.
Хотя вспоминаю начало 90-х, когда опера на языке оригинала у вас еще не звучала. А если и звучала, то только отдельные арии и, к сожалению, на весьма плохом итальянском. Сейчас очень многое изменилось. У ваших потрясающе талантливых исполнителей появилось больше возможностей для того, чтобы стажироваться за рубежом — совершенствовать мастерство, оттачивать произношение.
Наш известный итальянский режиссер Марио Корради, который, собственно, и осуществил постановку «Джоконды» в киевском театре, признался, как, работая еще год назад над оперой «Турандот», открыл для себя сокровищницу украинских голосов.
— Господин Баллони, это ваша вторая командировка в Украине. Первый раз вы приехали с семьей почти 10 лет назад. Скажите, что, на ваш взгляд, кардинально изменилось за это время?
— Очень многое. Первый раз я приехал сюда в 1993 году. Украина переживала глубокий кризис коммунистической системы. Страна делала первые самостоятельные шаги. И я помню, как моя жена не могла купить свежий хлеб. Рудименты СССР — пустые прилавки. Трое моих детей, тогда еще подростков, просто пугались вида ваших магазинов. Ведь кругом было пусто! Понятно, что это внешняя сторона медали, но в то время — словно кривое зеркало того, что происходило глубже.
Ситуация была просто ужасной. Но именно тогда, несмотря ни на что, я понял — Украина сможет выйти из критической ситуации. Осознание этого пришло, когда наблюдал и в жару, и в холод одну картину: в центре города одна старушка выходила торговать утром и вечером. Я понял, что украинцы — сильные люди и найдут выход. Они стремятся к достойной нормальной жизни — хотят быть уверенными в будущем своих детей. И это самое важное.
— Вы в первую и нынешнюю командировки читали лекции нашим студентам. Ваше восприятие молодежи сейчас и лет десять назад.
— Как и в начале 90-х, я продолжаю читать лекции во многих украинских вузах. Так что можно сказать я активно общаюсь со студенческой молодежью. Хорошо помню молодых людей, которые лет десять назад, чтобы расширить свой кругозор, стремились уехать из Украины. Тогда талантливые и амбициозные, со знанием одного-двух языков просто не видели перспективы для воплощения своих планов в родной стране. Перелом произошел. Уже добрые 80 процентов студентов вам ответят: «Да, мы хотим поехать за рубеж, чтобы усовершенствовать свои знания, но затем вернуться домой!» Они видят свое будущее именно здесь. Это добрый знак! И, наверное, это самые важные изменения, которые произошли в Украине в период между моими двумя командировками.
— Расскажите, пожалуйста, о грандиозном видеопроекте об Украине, который был инициирован и практически осуществлен итальянской стороной.
— Мы проделали очень сложную пропагандистскую работу. Италию в культурном плане представлять не надо — ее и так все знают. Что же касается Украины, то ее до сих пор путают с Россией. А ведь для вас очень важно разобраться в феномене «русских» гениев с украинскими корнями. Речь идет, например, о Гоголе, Булгакове, Горовице и т.д.
С одним из национальных итальянских телеканалов — RAI-2 мы подготовили 4 фильма: один — об итальянских предприятиях на территории Украины; второй — о сотрудничестве культурных институций Украины и Италии, третий — о молодежи, ее чаяниях и проблемах, четвертый — о великих украинцах — от Сковороды, Гоголя, Довженко до Бубки и футболиста Шевченко. В общем, это своего рода «ликбез» об Украине для Италии и Западной Европы в целом. На итальянском телевидении эти фильмы шли в прайм-тайм в начале этого года. В проекте были задействованы Министерство иностранных дел Украины, Посольство Украины в Италии и, конечно, Итальянский культурный центр. Этот фильм уже существует в DVD-формате и на видеокассетах. Сейчас есть предварительная договоренность о показе наших фильмов в декабре на «УТ-1».
— Говорят, вы делаете просто сенсационные открытия в сфере исторических культурных связей между Италией и Украиной.
—Когда на последний конкурс Сержа Лифаря в Киев приехали итальянские балерины, выяснилось, что основательницей школы была украинка со странной фамилией-псевдонимом Ярусская. И когда мы стали изучать биографию основательницы нашей Ярусской, выяснилось, что на самом деле ее звали — Евгения Борисенко. И это была украинская балерина, уроженка Керчи. Во время Второй мировой войны она попала в Италию. Затем вышла замуж за итальянца и осталась жить в нашей стране. Но она везде представлялась «Ярусская», в отличие, например, от великой украинки Соломии Крушельницкой, которая возносила свое происхождение и которую, кстати, наш великий итальянский композитор Джакомо Пуччини называл «самой прекрасной и самой очаровательной Баттерфляй».
— Господин Баллони, согласны ли вы с досужим утверждением, что итальянцы и украинцы имеют много общего.
— О, очень много! Даже больше, чем мы можем себе представить! Мне даже кажется, что мы рождены одной матерью. Я всегда спрашиваю себя, почему мне столь комфортно с украинскими людьми? Не могу скрыть такие сантименты. Я не испытываю подобного совпадения в эмоциональном восприятии мира, при всем своем уважении, ни с немцами, ни с французами, ни с испанцами.
— А в чем наше основное отличие?
— Ваша основная проблема — во все еще существующем комплексе неполноценности. Преодоление этого комплекса второсортности — важное условие роста. Итальянцы большие индивидуалисты. Для украинцев еще идет процесс самоутверждения. Для итальянцев очень важна независимость, им важно осознавать, что именно они — полноправные хозяева своей судьбы. Украинцы, как мне кажется, все еще пребывают под гнетом советского прошлого. Это и мешает им почувствовать реальную свободу.
Но ситуация, как я уже говорил, меняется. Например, многие представители культуры певцы, художники, скульпторы, а в последнее время даже дизайнеры — делают попытку быть услышанными на Западе, более того — стать известными в мире. И вы достойны этого. Я сравниваю Украину сегодняшнюю с итальянским Ренессансом XV века. Так что у вас все впереди!
— Какие же планы у Итальянского культурого центра?
— Мы будем продолжать сотрудничество с Марио Корради. С Национальной оперой есть предварительная договоренность на постановку в ближайшем будущем нового спектакля. Это будет «Бал-маскарад», или «Отелло», или «Макбет».
В самое ближайшее время в филармонии — серия камерных концертов с участием известных классических исполнителей. Этой осенью готовим ретроспективу фильмов Орнеллы Мути, предполагается ее участие.
И, конечно, приглашаем всех желающих на сентябрьскую ярмарку «Браво, Италия!». Это будет прежде всего промышленная выставка, но много внимания собираемся уделить и культуре: готовим выставку майолики, концерты в Национальной Опере и в филармонии.