UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украинская вышивка: краски жизни и одной судьбы

Книга «Історія української вишивки», выдвинутая на соискание Национальной премии имени Та­раса Шевченко, представляет особую ценность.

Автор: Людмила Жоголь

Книга «Історія української вишивки» (издательство «Мис­тец­тво»), выдвинутая на соискание Национальной премии имени Та­раса Шевченко, представляет особую ценность. Автор уникального издания - доктор искусствоведения Татьяна Кара-Васильева.


Фундаментальный труд по искусствоведению - работа всей жизни автора.

Есть искусствоведы, которые в течение жизни переходят с одной темы на другую. Потому зачастую результат поверхностный.

Другие искусствоведы почти всю жизнь проводят в поисках раскрытия одной сферы, од­ной темы. Татьяна Валериевна волшебной нитью вышила свою судьбу. Она влюблена в вышивку.

После окончания факультета искусствоведения Киевского художественного института пришла в музей народного и декоративного искусства Ук­раины.

Здесь собрана большая коллекция вышитых изделий из всех регионов Украины. А рядом, в церквях Печерской лавры, - шедевры церковного шитья.

Каждая экспедиция по Ук­раине увлекает искусствоведа и обогащает знаниями о непревзойденной и уникальной украинской вышивке.

Кара-Васильева изучает боль­шой ассортимент изделий декоративного искусства, в которых непременным элементом художественного решения образа является вышивка. Она раскрывает тонкости техники создания украинской вышивки. А их невероятно много, ведь каждый регион Украины сохраняет свои неповторимые особенности в построении композиции, цветовом решении и технике выполнения.

Наверное, ни одна страна мира не имеет такого разнообразия цвета, большого ассортимента вышивки, как Украина. Все эти тонкости пани Татьяна описывает в своих публикациях. А множество статей и книг раскрывают яркость и уникальность вышивки прикладных вещей, одежды разных регионов Ук­раины!

В 1979 году Татьяна Вале­риев­на защитила диссертацию в Московском государственном университете имени М.Ломоно­со­ва на тему «Развитие традиций полтавской народной вышивки в современных художественных промыслах». Мне пришлось выступать оппонентом ее защиты. Успех был заслуженным, заметным в науке.

Выходят ее исследования - «Художні промисли України» (1979), «Полтавська народна вишивка» (1983), «Творці диво­світу» (1984), «Учитесь вышивать» (1988). Одна за другой печатаются книги, несущие высокую культуру Украины, раскрывают функциональную роль вышитых изделий в народном и современном интерьерах. Труды Т.Кара-Василье­вой стали заметным явлением в украинском искусствоведении.

В те же годы Татьяна Вале­риев­на увлекается литургийным шитьем Украины XVII-XVIII вв., и в 1994 году успешно защищает докторс­кую диссертацию. Следует под­черкнуть, что исследования про­водились задолго до защиты, в сложные времена, когда в СССР не было возможности объективно исследовать темы, касающиеся церкви и религии.
Ценность монографии в том, что автор обстоятельно рассматривает функции определенного вида искусства в глубинном, сугубо сакрального раскрытии содержания произведений.

Исследователь проделала большую работу. Про­ана­ли­зированы документы о куль­турно-просвещенческой дея­тельности женских монастырей Ук­раины - Киево-Вознесенского, Иорданского, Ладинского, Ле­бединского. Раскрыты чрезвычайные факты организации работы в производственных мастерских, отношения между игуменьями и мастерицами. Кара-Васильева доказала заслуги матери гетмана Ивана Ма­зепы игуменьи Марии Маг­далины Мазепиной как мецена­та, организатора художественного образования в Украине.
Изучение архивных материалов дает возможность автору рассмотреть большой вклад монахинь Черниговского Пят­ниц­кого и Киево-Флоровского монастырей, которые были основателями стиля барокко в шитье (этот стиль существовал в архитектуре, в стенописи, иконописи, гравюре, разных видах декоративного искусства).

Моногра­фия Татьяны Кара-Василье­вой «Літургійне шитво України XVII-XVIII ст.» получила известность не только в Ук­раине, но и за ее пределами. Уже в 2000 году выходит ее новая книга «Шедеври церковного шитва України (XII-XX ст.)». Она расширяет тему исследования и раскрывает пути развития церковного шитья со времен Киевской Руси, акцентирует роль женских монастырей Чер­ниговщины. Эти две книги - результат долгой и настойчивой работы автора.

«Шедеври цер­­ков­ного шитва України (XII-XX ст.)» расширяет временной период исследования. Особенно ценным является освещение создания шедевра церковного шитья - плащаницы для Владимирского кафедрального собора Киева.
Цель А.Пра­хова - руководителя художественных работ - воплотить идею возрождения старославянского искусства в духе Вла­ди­мирс­кой эпохи. Та­лант­ливые художники В.Васне­цов, М.Врубель, М.Нестеров оста­вили высокохудожественные произ­ведения, а талантливая Елена Прахова, виртуозно владея искусством вышивки, за два года выполнила ответственную кропотливую работу - вышила плащаницу. Работы Т.Кара-­Васильевой в этом на­прав­­ле­­нии раскрыли яркое время подъема украинской куль­туры.
И автор не останавливается на достигнутом. Она анализирует еще один интересный пласт искусства вышивки в украинском искусствоведении - «Ви­шивка ХХ століття». Яркая глава «Пошуки ху­дож­ників-аван­гар­дистів на початку століття» открывает новые уникальные ходы создания композиций, стилизацию орнаментальных мотивов, новое видение гармонии цветовых композиций.

Татьяна Валериевна организовывает творческую группу современных художников, которые воссоздают образцы авангардной вышивки ХХ века. Преподаватели кафедры художественного текс­тиля и моделирования костюма Киевского государственного института декоративно-прик­ладного искусства и дизайна им. М.Бой­­­чука Л.Ав­деева, Л.Костю­кова,

И.Жура­ковс­кая возродили ше­девры авангардного искусства. Эти произведения дополняли интересную выставку, с успехом экспонировавшуюся в залах фонда «Ук­раина», в Национальном музее украинского народного декоративного искусства в Киеве, в Нацио­наль­ном культурном центре Ук­раины в Москве на Ста­ром Арбате, 9, и в галерее «Проун» в Москве.

Работа «Історія української ви­шивки» - уникальное искусство­ведческое исследование, репрезентующее высокую культуру Ук­раины. Высшая оценка этой монографии - постоянное обращение преподавателей и студентов ху­дожественных вузов к истории
уникального искусства вышивки в поисках новых национальных моделей украинского искусства.