Апрель в Киеве взорвался мощными вернисажами «Фотобиеналле-2003». Кажется, организаторы решили впечатать фотоискусство как в сознание, так и в подсознание зрителей, поскольку ежедневно нам предлагают новую выставку. Нагромождение экспозиций, возможно, преследует цель стереть с файлов наших дней информацию об устоявшихся видах искусства: живописи, графике, скульптуре, так как именно технологии цивилизации, актуализированные в фотозрелищах, приобщают зрителя к панораме современного мира в документализме.
Проект Николая Бабака (Черкассы) — его репрезентует «Фонд сприяння розвитку мистецтва» — ставит под сомнение постмодернистскую идею по поводу диктата насмешливого абсурдизма и тотального нигилизма. «Мемуаризм» Н.Бабака оберегает вечное.
Известный художник Николай Бабак, решивший к собственному имени добавить псевдоним Хуторский, задумал и выстроил выставку на сопоставлении и противопоставлении двух концептуальных измерений — современной фотографии и народной иконы. Специфика художников-черкасщан — объединять два таланта: литературный и изобразительный. Автор как профессиональный литератор вполне квалифицированно декларирует собственные намерения, цель и сверхзадачу проекта: диалог иконы с фотографией «знаменует переход от искусства прошлого к современному, от народного — к профессиональному, от традиционного (иконы) — к механическому (фотография)». Следовательно, переход — трансавангард. Но это авторское объяснение кажется несколько суженным, даже поверхностным, если принять во внимание глубокое философское содержание проекта (его составных) и духовно-эмоциональное впечатление, которое экспозиция оставляет у зрителя. Рефлексии от выставки глубокие, они достигают архетипических основ этнического сознания украинца.
Выставочный ряд построен на тождественности вечных сюжетов: рождение, смерть, возложение в гроб, тайная вечеря (тема измены и прощения), любовь, помолвка и т.д. Автор проекта декларирует: «Рукотворные объекты (иконы) представлены зрителям таким образом, как будто спрашивают: «А чью жизнь ты живешь? ради чего? останется ли что-то после тебя?..» Автор предлагает задуматься над основными вехами и составляющими человеческого бытия.
Иконы ХVIII—ХIХ веков по правую и по левую сторону фланкируют фотосюжеты тождественной тематики. Документализм, мгновенность фотоснимка (человек в гробу или за свадебным столом) контрастирует с обобщением иконного изображения, отлитого в символический знак. Икона — текст, в котором мы хотя и узнаем тексты собственной жизни, но все же находимся на расстоянии историческо-художественной дистанции и тайны. Именно в остром ощущении этнической среды, вечности и бессмертии нравственных, обрядовых ценностей; в этой плоскости проект Н.Бабака взрывается откровением, экстазом эвристичности. На полюсах художественного традиционного и механистического (фото), в контрастах моделей мышления «прежде» и «сейчас» Николай Бабак провоцирует зрителя на углубленные размышления о собственной судьбе и о соборных ценностях Украины. Но все это пласт экспозиции, повернутый автором к основам осмысления Бытия. Отметим, в экспозиции главное место занимает тема смерти как «категорического императива» — граничного состояния в переходе от Бытия к Небытию, с очевидной эстетизацией и доминированием темы физической смерти. На весах раздумий Н.Бабак как будто солидаризируется с основателем постмодернистской онтологии М.Хайдеггером по поводу невыясненности самого понятия Бытия в его соотношении с тайной Небытия.
Настоящий успех проекта «Украинская ретроспектива» в том, что, работая по методологии постмодернистского коллажирования, цитатности, Н.Бабак не воспринимает идею внесодержательного идиотизма, не пренебрегает сознанием, апеллируя как к неосознанно-чувственному, так и к умственному уровню восприятия мира. Каждый зритель в состоянии постигнуть проект в меру собственных возможностей. Что касается образованной молодой аудитории, то для философов эта выставка — «праздник ума и сердца». Культурный коллаж Н.Бабака — возможность еще раз убедиться, что «учение о бытии» (по Пармениду), как и модернистское «учение о небытии», на онтологическом уровне сосуществуют только в границах системы синергетического дуализма; то есть во взаимном перевоплощении одного в другое — Бытие становится Небытием в смерти индивидуума, чтобы остаться Бытием в художественных символах иконы.
Проект Н.Бабака является национальным вариантом постмодернистского коллажирования, цитатности, контрапункта, но без пренебрежения к сознанию зрителя, к его возможностям понимания. Художник не воспринимает идей внесодержательного «маразмирования», доминирующего как догмат, как рецепт, по которому варится пища на кухне «актуалистов».