На протяжении сотен лет лучшие представители нашей культуры ехали в Москву, а со временем их представляли миру как московские достижения, как российские звезды. Министерство культуры Украины долгие годы находилось вдалеке от советской столицы в некоем статусе провинциалки. После обретения независимости, к сожалению, так ничего и не изменилось. Предыдущим министерствам культуры Украины было удобно оставаться традиционно провинциальными. Так что пребывали они в состоянии глубокого летаргического сна (иногда нужно было проснуться, чтобы сняться в кино), они не сеяли, потому и не собирали, а те, кого Москва уже не брала, сами разбрелись по миру.
Ключевой вопрос — останется ли и в дальнейшем Министерство культуры в советской системе работы? Советский строй предусматривает тотальную зависимость культуры от государственного финансирования, а нам пора двигаться в противоположном направлении. Опираясь на европейский и американский опыт, необходимо понемногу отходить от государственной зависимости и учиться, как зарабатывать деньги для наших учреждений и коллективов и как их удерживать.
Итак, первая и принципиальная задача Министерства культуры — реформировать организацию и администрацию культуры, сделав ее более стройной. Это не такой уж трудный и затяжной процесс. Необходимо осовременить менеджмент культуры до европейских и американских стандартов, избавиться от вредных советских привычек. Что же касается кадров в культуре — их также необходимо осовременить. В музыкальной сфере есть очень много лишнего, бездарного, имеется огромная денежная затратность. Государство обязано требовать отдачу за свою инвестицию. За денежный вклад оно должно получить результаты. В Украине существует перепроизводство профессиональных музыкантов, и они выезжают обслуживать весь мир за деньги нашего государства. Эту практику нужно прекратить. Но страдает от перепроизводства музыкантов не только Украина. Один из известнейших музыкальных вузов мира — Джуллиард Скул оф Мюзик в Нью-Йорке — провел опрос, сколько его выпускников работает в музыкальной сфере. Результат оказался впечатляющим. Приблизительно треть вообще не смогли найти работу по специальности, еще одна треть помучилась на мелких неперспективных работах года два, устала, продала свои инструменты, чтобы уплатить долги, и вышла из музыкальной сферы. А эти, работающие, нервничают: что будет, когда закончится их контракт (максимум, два года). Следовательно, при реформе музыкальной сферы нужно принять во внимание эту ситуацию.
Стратегическим проектом Министерства культуры я вижу «Присутствие украинской культуры в Европе и мире». Это проект, рассчитанный на долгосрочную перспективу, в котором все сферы украинской культуры должны достойно показать себя в европейских (и не только) государствах. Этим проектом должны заниматься профессионалы самого высокого уровня со знанием иностранных языков, которые смогут наладить личные связи и контакты. Здесь не обойтись также без первоклассной международной пиар-фирмы, которая позаботилась бы о медиа: ведь чего стоит замечательное мероприятие — театральный спектакль или концерт, — если о нем никто не узнал? Главное — нам нужно перейти к глобальному осмыслению нашей культуры, не ограничивая ее только внутренним употреблением. Наша власть завоевала политический мир — культура должна брать с нее пример. Это не означает, что сейчас должны начаться массовые акции по всей Европе на манер «День Украины в...» — это в советском стиле. Нет, вхождение нашей культуры в Европу может произойти только на профессиональном уровне — в отдельно взятых музеях, галереях, концертных залах, кинотеатрах или театрах.
Перед нами стоит еще одна важная задача. Где украинские звезды академической музыки? Где знаменитые певцы, скрипачи, пианисты и композиторы? Именно они приносят государству наибольшую славу. Продолжая советскую политику, наши предыдущие министерства культуры полностью проигнорировали их, и они разъехались по всему миру. Национальная филармония ежегодно приглашает московских звезд еще с советских времен, и наша аудитория делает соответствующие выводы. Да, одни звезды уехали, а те, кто остался, никогда не были признаны таковыми.
Поэтому очень важный проект — возвращение и создание украинской звезды. Тех, кто выехал, государство должно пригласить в Украину на несколько выступлений. Мы должны по достоинству оценить их талант, представив украинскому обществу, чтобы они ощутили, что родина гордится ими.
Вторая важная задача — необходимо, чтобы во всем мире узнали, что эти суперзвезды — украинцы, ведь обычно их идентифицируют как русских. Лично я годами борюсь за украинскую идентичность Казимира Малевича (1878—1935), чьи картины продаются на аукционах по 20 миллионов долларов за полотно. Но какое значение имеет один человек в такой борьбе? А Министерство культуры имело бы ощутимое влияние во время подготовки выставки Малевича в музеях Гуггенхейма. В мире есть великое множество музыкантов, художников, как давних, так и современных, которых нужно себе «вернуть».
Украинская симфоническая музыка вообще отсутствует на мировом рынке. Выбирают музыкальные произведения для концертов дирижеры, и каждое большое государство имеет за границей своих дирижеров, продвигающих ее национальную музыку в мире. В Украине пока есть единственный такой дирижер — Роман Кофман, который является главным дирижером боннского Бетховен Галле оркестра и директором боннской оперы. Он исполняет музыку украинских композиторов. Но этого мало.
Также нужно начинать обучать учреждения культуры, коллективы и граждан/волонтеров способам зарабатывания денег, как это практикуется во всем мире. 30 лет работы в американской музыкальной культуре в Нью-Йорке показали мне, как может процветать культура в стране, где даже нет министерства культуры. Я знаю, что читатель может тут же возразить: там законодательство способствует вкладыванию денег в культуру. Но дело не только в этом. Законодательство — еще не все. Там есть то, что у нас еще нужно развить, — стремление развивать культуру, быть причастным к этому процессу, в значительной степени благодаря неутомимому труду огромного количества волонтеров (по-видимому, бесплатно). Это просто модно, от самых низких до самых высоких ступеней общества, — посвящать свое время культуре. Разумеется, законодательство играет важную роль, но давайте признаем: при современном состоянии культурного менеджмента его изменение только утвердило бы огромную затратность советской системы, по которой пока что живет наша культура. Нужно хотя бы год поработать в осовремененной системе — а тогда станет ясно, что и кому нужно. Позже можно будет лоббировать новые законы.
Вариантов зарабатывать деньги великое множество. И людям это понравится. Во-первых, мы будем все больше отходить от государственного финансирования. Во-вторых, это позволит людям контролировать планы учреждения, которому они симпатизируют или в котором они работают. В-третьих, они будут заинтересованы в своей работе. Музыкальные фестивали (академические) с частичным государственным финансированием — более качественные, чем те, которые государство финансирует полностью.
Необходимо работать над созданием соответствующего имиджа украинской культуры. Здесь речь идет о роскошном интернет-сайте и чудесно отредактированных и переведенных книгах, альбомах, компакт-дисках. Внедрение «культурных туров по Украине» для иностранцев. А для нас? В бесконечных сетованиях на нехватку денег на культуру и напряженном выжидании, оплатит государство какое-либо мероприятие или нет, создался имидж бесперспективной бедности. А это неправильно. Деньги не имеют никакого отношения к культуре в абсолютном смысле. Новый имидж украинской культуры — это неопровержимое ее величие и красота.
Теперь о том, что касается структуры министерства. Культура — это огромный объем знаний и работы; каждая ее сфера — это как бы отдельное министерство, совсем другие знания и другие потребности. Таких подминистерств культуры, по крайней мере, пять-семь (музыка, театр, изобразительное искусство, кино, охрана культурных памятников и т.п.), добавьте сюда еще обслуживающие департаменты. Ни один министр культуры не в состоянии справиться с таким объемом работы. Его (ее) роль должна ограничиваться координационной и представительской деятельностью. Зато возглавить сферы культуры должны настоящие энтузиасты, патриоты, профессионалы высочайшего уровня, способные видеть свою область в мировом контексте. Они — не представители истеблишмента, как правило, не «заслуженные» и не «народные». Признаем, что наш истеблишмент (как и повсюду) — серенькая посредственность, а профессионалы с величием духа и ума, с видением своего дела — аутсайдеры, стоящие на перифериях суеты этой серой посредственности. И, собственно, такие люди должны возглавлять сферы МК.