UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украинская бесприданница

Датой рождения новой украинской драмы и нового украинского театра принято считать 1819 год, когда И...

Автор: Алла Подлужная

Датой рождения новой украинской драмы и нового украинского театра принято считать 1819 год, когда Иван Котляревский написал свои ставшие впоследствии на долгие годы знаменитыми пьесы «Наталка-Полтавка» и «Москаль-чарівник». Тогда это были серьезные шаги в утверждении реализма и народности в национальном театральном искусстве. На протяжении последующих десятилетий спектакли по этим произведениям обеспечивали сценический успех многим украинским труппам, а «Наталка-Полтавка» считалась чуть ли не обязательной в репертуарной афише.

История постановок этой пьесы в Национальном театре им.И.Франко не богата. Театр обратился к ней однажды, спектакль в 1942 году поставил А.Бучма. О нем остались только воспоминания очевидцев, но даже если не знать их, можно с уверенностью сказать, что нынешняя премьера «Наталки-Полтавки» кардинально отличается от той, давней. Иные времена, иные нравы…

Жанр нового спектакля в Театре им.И.Франко определили как «Українське музично-драматичне рококо, теє-то, як його на 2 дії», небольшим вкраплением реплики из пьесы дав понять: будет смешно. Для стиля рококо характерно стремление уйти от реальной жизни в мир фантазии, театральной игры, мифов и пасторальных сюжетов. Колоритной пасторальной картинкой «Наталка-Полтавка» и получилась. Возможно, этот спектакль без лишнего шума разместился бы в репертуарной афише франковцев, если бы не одна «фишка», выражаясь современным сленгом. Глядя на аншлаг в зрительном зале, я тихо радовалась, как все-таки киевляне любят театр. Но когда на сцене появилась «фишка», по реакции зрителей поняла: не в театре тут дело. По проходу на авансцену в образе выборного Макогоненко, приплясывая и лихо притоптывая сапогами, двигался известный эстрадный исполнитель Олег Скрипка. Правда, кумир определенной части поклонников украинской эстрады исполняет эту роль не один, а по очереди с двумя партнерами — Олегом Стальчуком и Владимиром Николаенко, но скорее всего, не эта роль О.Скрипки останется в истории современного украинского театра. Помнить его будут как композитора и соавтора… Николая Лысенко и Ивана Котляревского. Согласитесь, не каждому представителю легкого жанра удается «стать» рядом с такими мастерами.

И если кто-то ахнул от присутствия эстрадной знаменитости, я замерла от панорамы украинского села, открывшейся на сцене. Сценография Андрея Александровича—Дочевского — его очередная творческая удача. Глядя на сельскую идиллию лубочной картинки, обрамленной виньеткой с украинским орнаментом, умиляешься виду натуральной хаты, покрытой соломой и уютно пыхкающей дымоходом, далекой перспективе села, ожившей на живописном заднике, тыну с перелазом, деревянной кладке колодца. Тихо «проплывает» по авансцене утка с утятами, а на реке вдали бороздит водную гладь белый пароход под названием «Иван Котляревский».

В атмосферу стилизованных прошлых времен зритель попадает сразу. Наверное, в далеком Полтавском театре, где состоялась первая премьера «Наталки-Полтавки», также выходил дирижер, как вышел в Театре им.Франко Владимир Гданский. Также дружески приветствовал завсегдатаев театра, поднимал палочку. Вступал оркестр, начиналось действо… Все похоже. Только тогда чувства были настоящие, а теперь стилизованные, тогда страсти бушевали искренние, сегодня — пародийные.

Взяв кич за принцип художественного решения спектакля, режиссер Александр Ануров (Москва) осовременил старый сюжет о бесприданнице Наталке, которую мать уговаривает выйти замуж за богатого возного и забыть бедного возлюбленного. И зажили искренние в общем-то персонажи в псевдоукраинской обстановке, изображая псевдоукраинские страсти в стилистике ложного национального пафоса. Комедия получилась отменная. Больше всех зрителей веселил, конечно, О.Скрипка, продемонстрировавший полное незнание законов актерской профессии и выглядевший беспомощно рядом с профессионалами франковской сцены. Преображался он, занимаясь своим прямым делом — пением и игрой на музыкальных инструментах. Тут он был на высоте и, что называется, в своей тарелке. Тогда как актеры театра показали себя убедительно и в драматическом исполнении, и в, казалось бы, не свойственном для себя вокальном. Есть смысл сказать о слаженном актерском ансамбле. Каждая роль — отдельный мини-спектакль, законченная совершенная миниатюра. Наталья Ярошенко (Наталка), Оксана Батько (Терпелыха), Петр Панчук (Возный), Дмитрий Чернов (Петро), Александр Форманчук (Мыкола) удивительно энергетичны, органичны, убедительны. На высоком уровне вокальное мастерство актеров. Им подвластны и оперная манера пения, и современная, с джазовыми стилизациями, уместно соединенными композиторским талантом О.Скрипки с музыкальной тканью Н.Лысенко. Актеры сумели «дать жизнь» изобретенной режиссером форме сценического действа. Водевиль вышел веселым и зажигательным. Эдакий современный взгляд на жизнь наших предков, хорошо сдобренный современными музыкальными ритмами, современной пластикой (Ирина Задаянная), осовремененными костюмами (Людмила Нагорная). А по содержанию…

До конца действия терялась в догадках. Относятся ли создатели спектакля к нему умилительно-трогательно или изощренно насмехаются над произведением украинской классики, представляющей целый пласт культуры с демонстрацией национальных традиций, человеческих ценностей, норм морали. Очень уж рискованно «ходили» они по грани, разделяющей эти два ощущения. Может, умышленно оставляли на суд зрителей это решение?