UA / RU
Поддержать ZN.ua

Ukrainian's примадонна

Весной этого года украинка Людмила Монастырская была номинирована на престижнейшую премию The International Opera Awards-2015. И оказалась в рейтинге лучших певиц мира. В последнее время оперная прима порадовала своими выступлениями и соотечественников - в Колонном зале им. Н.Лысенко, в Национальной опере Украины. В чем феномен этой украинской певицы, вошедшей в высшую лигу современной мировой оперы?

Автор: Ольга Кизлова

Весной этого года украинка Людмила Монастырская была номинирована на престижнейшую премию The International Opera Awards-2015. И оказалась в рейтинге лучших певиц мира. В последнее время оперная прима порадовала своими выступлениями и соотечественников - в Колонном зале им. Н.Лысенко, в Национальной опере Украины. В чем феномен этой украинской певицы, вошедшей в высшую лигу современной мировой оперы?

Украина богата прекрасными голосами. Слава нашей страны в "официальной" мировой опере началась еще с Соломии Крушельницкой, блиставшей в конце XIX - начале XX ст. в лучших театрах мира. И сегодня многие отечественные мастера вокала трудятся на подмостках Европы и Америки...

Людмила Монастырская среди них - ярчайший феномен. Поет она не только в Национальной опере Украины - работает также в прославленных театрах: Метрополитен-опера, Ковент-Гарден, Ла Скала. Германия, Россия, Испания, Япония... Ее всегда представляют как украинскую певицу, чем примадонна гордится и всегда акцентирует на этом в своих интервью.

Карьера певицы в Киеве складывалась отнюдь не гладко. Людмила - ученица Ивана Игнатьевича Паливоды (училище им. Р.М.Глиэра) и Дианы Игнатьевны Петриненко (НМАУ им. П.И.Чайковского). В 20 лет, еще студенткой консерватории, она дебютировала в Национальной опере. Но из творческого состава театра пришлось уйти после рождения детей.

Монастырской довелось поработать на подмостках Черкасс, в Киевском детском музыкальном театре на Подоле. Но когда столичной опере нужно было ехать на гастроли в Японию, о ней тут же вспомнили и восстановили в составе труппы.

Сегодня украинская примадонна на взлете мировой славы. Она выступает с оркестрами под управлением Антонио Паппано, Кристиана Тилемана, Клаудио Аббадо, Зубина Меты, Даниэля Баренбойма.

Среди ее партнеров - Ольга Бородина, Роберто Аланья. В марте дуэтом с Йонасом Кауфманом она пела на Зальцбургском Пасхальном фестивале в "Сельской чести" Пьетро Масканьи. А в апреле в театре Лисео (Барселона) участвовала в постановке оперы Дж.Верди "Двое Фоскари" с Пласидо Доминго.

В последнее время украинским поклонникам оперы особенно везло. Монастырская несколько раз выходила на киевские сцены. Сначала Колонного зала
им. Лысенко, где в сопровождении Национального симфонического оркестра Украины под управлением Владимира Сиренко исполнила итальянскую программу (и одну арию А.Дворжака). Затем она дважды солировала в спектаклях нашей оперы.

В филармонии зал трещал по швам. Начала примадонна свое выступление с арии Дездемоны Дж.Верди, тронув замерших в благоговении слушателей возвышенным смирением, чистотой, нежностью. Арию Недды из "Паяцев" Р.Леонкавалло она исполнила с игривой легкостью, подвижностью фиоритур и приятной сдержанной вибрацией. Заключительный эмоциональный подъем и блестящая каденция также были превосходны…

Адриану Лекуврёр из оперы Ф.Чилеа филигранно интонировала в дуэте со скрипкой (соло в оркестре Маркиян Гудзий). Завершилось первое отделение "Русалкой" А.Дворжака. Поразительны ровность и красота среднего регистра певицы! Завораживают ее легкие верхние ноты, взятые без малейшего напряжения.

Голос Монастырской - лирико-драматическое сопрано (на Западе его называют spinto soprano), которому доступны и звонкие верхи лирического сопрано, и драматический более "густой" звук в среднем регистре.

Изысканно звучал полный импрессионистической неги оркестр, который в этот вечер был в отличной форме (не секрет, что музыкантам весьма важен партнер, и репетиции с выдающейся солисткой мобилизовали лучшие качества прославленного коллектива). Замечательно прозвучали и две оперные увертюры Дж.Верди - "Сила судьбы" и "Набукко". Горячие, "нечеловеческие" страсти достигали огромных контрастов, слух наслаждался выверенным балансом групп, идеальным звучанием струнных, достойными дуэтами флейт, соло трубы и виолончели.

Сцену и каватину Леди Макбет Верди певица начала с короткого говора. Речь Монастырской дышит глубиной, выразительностью, естественностью разговорной интонации. Затем возникает взволнованный короткий монолог-смятение, полный волшебных модуляций. Во втором разделе ритм полонеза рисует торжествующую хищницу. Воздушность, полетность сочетаются в голосе артистки с глубиной, силой, мощью.

Ария Мадлен из оперы У.Джордано "Андре Шенье" охватывает большой диапазон: несколько смен регистров, сложные вокальные ходы. Они были абсолютно естественны, ласкали слух прелестью пения "райской птицы". Сколько безупречного вкуса, сдержанности, благородства показала певица в Романсе Сантуцци ("Сельская честь" П.Масканьи). Ария Леоноры из "Силы судьбы" максимально раскрыла техническое и музыкальное совершенство украинской дивы.

На бис певица исполнила арию Тоски Дж.Пуччини. Мне подумалось, как же мобильно она кардинально и глубоко перестраивается на каждый новый оперный образ.

Концерт вышел высочайшего, редкого качества, меломаны пережили катарсис.

В последующем прима пела Леди Макбет в "Макбете" Верди и Турандот в одноименной опере Пуччини, которую она исполняет только в Киеве, на сцене Национальной оперы.

"Турандот" по пьесе К.Гоцци - последняя партитура наследника Верди и веризма - не была им закончена. Композитор на пике работы, торопясь, умолял врачей дать ему шанс дописать оперу. Заключительные дуэт и финал по эскизам скончавшегося после операции маэстро дописал композитор Ф.Алькано. В музыке оперы сочетаются сформировавшиеся "пуччиниевские" вокальные интонации, традиционная для него развитая мелодичность сольных партий, крупные хоровые фрески (как в жанре seria), гармоническое и тембровое богатство оркестрового письма. Красочно, разнообразно и выпукло звучал оркестр (дирижер Николай Дядюра). Хотя несколько "надсадно" воспринимались верхние регистры сопрано и теноров хора…

Основными партнерами Монастырской выступили Александр Гурец (принц Калаф), Лилия Гревцова (рабыня Лю), Сергей Ковнир (Тимур). Гурец пел с техническими ошибками, из-за которых голос не раз срывался на высоких нотах. Но, слава Богу, одолел "Nessun dorma" без потерь…

Гревцова буквально блистала. Харизматичная, талантливая певица, обладающая высоким, легким сопрано отлично провела роль на протяжении всего спектакля и в заключительной сцене смерти была выше всех похвал. Благодаря профессионализму солистки традиционно преувеличенная оперная условность воспринималась естественно, реалистично, как живая драма преданного любящего сердца. Браво!

Порадовали три "комментатора" действия - Пинг, Панг и Понг (Петр Приймак, Сергей Пащук и Николай Шуляк). Их персонажи были легкими, яркими, пели чисто, правда, местами весьма ординарно, впрочем, удачно оживляя пение приемами характерных героев.

Монастырская выходит в этом спектакле во втором действии, и переполненный зал встретил ее аплодисментами. В соответствии с режиссерским замыслом итальянца Марио Корради, она почти не двигалась по сцене, создав образ монументальной "статуи Зла". При этом технически пела абсолютно безупречно, голос радовал красотой, чистотой, совершенством всего диапазона. У певицы завораживающее "верхнее" пиано - глубокое и нежное. Она мастерски подходит к кульминациям, которые звучат драматично, ярко, но никогда не форсирует звук. В этой партии нет номера, по яркости соперничающего с ариями Тоски, Чио-Чио-Сан, Недды. Однако феноменальное вокальное совершенство певицы приковывает внимание слушателей на протяжении всего ее присутствия на сцене, она словно нитями связана с каждым зрителем, как будто "тянет жилы" из каждого, с напряжением следящего за ее пением. Людмила еще молода, ей подвластны сложнейшие партии мирового классического репертуара, она может петь все. Ее триумф еще впереди.

И о постановке. Наверное, огромное количество декораций - необходимый атрибут красивости (художник Мария Левицкая). Но современному театру претят нагромождения задников и кулис, не оставляющих места сценическому действию. В спектакле участвовала большая банда (сценический духовой оркестр), трижды выходившая согласно партитуре на сцену. Вместе с мощным хором театра и юными артистами из народного коллектива Подольского района "Детская опера" в ограниченном пространстве сцены они оказались зажаты декорациями и почти не двигались. Что не добавило представлению динамизма и театральности.

У нас все красиво: и неимоверно пестрые костюмы (в сусальном золоте), и шляпы до потолка, и смена декораций каждые пять минут. Но, увы, из щелей в полу сцены или между картонными дворцами все-таки дышит наша "бедность"… Ощущается потребность в новых технологиях, инновационных решениях, которые и определяют лицо современного оперного театра в Европе и во всем мире.