UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украина в Украине

Года эдак четыре назад, когда стул под кучмизмом уже шатался, а новая (по-настоящему украинская) вл...

Автор: Андрей Бондар

Года эдак четыре назад, когда стул под кучмизмом уже шатался, а новая (по-настоящему украинская) власть казалась лишь призрачной мечтой, в совершенно неформальной обстановке, в кругу ближайших друзей, я придумал довольно провокационную, абсурдную и парадоксальную по своей сути культурную акцию — «Открытие украинского посольства в Киеве». К сожалению или к счастью, мои прожекты так и не вышли за пределы круга друзей. Планировалось, что это непременно должна быть акция, которая наконец-то привлечет внимание граждан Украины к своему, украинскому, и наконец-то откроет людям глаза на колониально-унизительную ситуацию в собственной стране. И обновленные люди — гордящиеся своей неповторимой культурой — сожгут на больших кострах контрафактных Донцову и Шитова и понесут с базара если не Прохасько с Издрыком, то Кононовича с Роздобудько. И наконец-то выбросят диски Пугачовой и Киркорова, а слушать начнут Скрипку, «Мандри» и «Тартак». Да еще и лицензионных, а не пиратских. Таких, как я, В.И.Ленин называл «мечтателями».

Но вот сменилась власть, и кучмизм как система ценностей якобы пал. К власти пришли силы, которые тогда, во времена кучмизма, должны были бы стать если не главными, то по крайней мере официальными спонсорами моей нереализованной акции-мечты. Однако уже неполный год правления оранжевой команды доказал, что спасение украинской культуры остается исключительной прерогативой людей, делающих эту культуру. О чем, по крайней мере, свидетельствует начало акции-намека издательства «Факт» под не менее провокационным, абсурдным и парадоксальным названием — «2006 — год украинской книги в Украине».

Главный идеолог акции — директор издательства Леонид Финкельштейн — неутомимый романтик, уже не первый год пытающийся превратить свое хобби в прибыльный бизнес. И все еще старается найти из перманентного книгоиздательского кризиса продуктивный выход, прибегая на этот раз к жанру провокации. Утомленный постоянными декларациями издатель переходит в наступление, чтобы привлечь внимание властей, по инерции полностью проваливающих гуманитарное направление, поскольку готовится к выборам и не выходит за рамки красивых деклараций; а также убедить небезразличную общественность в том, что украинская книга издается ничем не хуже русской. «Мы будем действовать в двух направлениях: и сверху, и снизу. С одной стороны, мы будем стремиться наказывать тех, кто причастен к украинской книге, но бездействует, с другой — мы будем работать с книжными магазинами, библиотеками и т.п., дабы доносить до всех просто хорошую украинскую книгу», — грозит Финкельштейн. И он прав.

О чем же идет речь? Да все о той же старой как мир истине: пока не полюбишь свое, никто тебя в мире не будет уважать. Даже те, чей культурный продукт большинство нашего читающего народа некритично ставит выше своего. И в самом деле, досадно осознавать тот факт, что споры вокруг украинско-российского «соглашения» о газе поглотили всех фигурантов политического процесса, а украинская книга, уже 15 лет дышащая выхлопными газами пустых обещаний изменить ситуацию к лучшему, остается нелюбимой дочерью в своей стране и совершенно не волнует политиков. Ведь как ни старайся на своем полулюбительском издательском уровне, а без государственной помощи и содействия весьма трудно, например, создать систему дистрибуции украинской книги или установить на российскую книгу при ввозе в Украину акцизную пошлину, давно уже ставшую притчей во языцех. Я уж умолчу о закрытом доступе для независимых издателей к распределению государственных средств в рамках «Программы поддержки социально значимых изданий» и отсутствии законодательного стимулирования отечественного книгоиздателя.

Оказывается, в этой стране только независимые издатели озабочены участью украинской книги. Все остальные либо молчат и делят между собой бюджетные миллионы, делая фантастические «откаты» «кому нужно» (я имею в виду государственные издательства), либо готовятся к парламентским выборам (я имею в виду Госкоминформ и его «бессмертного» председателя), либо просто не вносят украинскую книгу в приоритеты собственной деятельности (я имею в виду Министерство культуры и туризма). Полагаю, к акции «Факта» просто должны присоединиться все небезразличные книгоиздательские силы и превратить ее в тотальную и всеукраинскую мегаакцию. Если, конечно, г-н Финкельштейн не будет против.