UA / RU
Поддержать ZN.ua

УКРАИНА: ПРИЗРАКИ ВЧЕРАШНЕГО

Программа 29-го Киевского Международного кинофестиваля «Молодость» - «Украина глазами иностранцев» состояла из документальных фильмов...

Автор: Юлия Жмакина

Программа 29-го Киевского Международного кинофестиваля «Молодость» - «Украина глазами иностранцев» состояла из документальных фильмов. Основательность, острота, актуальность и стремление к исторической справедливости, а также открытие тайн, вроде бы красиво почивших во времени, обусловили внимание к фильмам программы. К сожалению, существенным недостатком некоторых картин стала уступка качества собственно документального фильма перед важностью его темы. Как иллюстрация - австрийская картина «Припять», признанная лучшей в Австрии в прошлом году. Понятно, что она повествует о призраке Чернобыля (или мифе, по определению культурного атташе посольства Австрии в Украине), витающем над Европой. И хотя этот фильм снимался прежде всего для развеивания (или, по крайней мере, объяснения) этого мифа, «Припять» во многом заинтересовала и киевского зрителя. Автор фильма обращается к жителям Припяти и сел, расположенных вокруг ЧАЭС, с вопросом «Что такое зона? Зона отчуждения...» И люди пытаются сформулировать то, в чем они живут. Покинутые, забытые, отчужденные. И тут необходимо отметить, что многочисленные интервью изобилуют не только впечатляющими подробностями, но и юмором - как правило, продуктом густой смеси искренности и наивности «пересічних» людей. Еще один динамичный прием - «поход» съемочной группы вместе с сотрудницей лаборатории ЧАЭС в ее бывшую квартиру в мертвом городе Припять, в котором никогда уже не будут жить люди. К сожалению, интересный материал австрийского фильма «Припять», и это только 100 минут экранного времени, так и не обрел формы. Тем самым больше напоминая видеоприложение к разъяснительной работе по развеиванию мифа (см. выше).

В традиционной манере решен фильм Дэвида Пульца «Вечная память». Эта картина посвящена теме массовых расстрелов украинцев отрядами НКВД в 30-40 годах. Серьезное расследование, которое Дэвид проводил вместе с двумя канадцами украинского происхождения, коснулось не только собственно периода великого террора, но и пути к нему, а также «переваривания» современной Украиной жутких событий времен геноцида.

Интересно, что закадровый голос, который звучит в фильме «Вечная память», принадлежит Мерил Стрип. Озвучание фильма было бескорыстным. Еще два фильма внеконкурсной программы «Молодости» «Украина глазами иностранцев» были также частью панорамы швейцарской документалистики, организованной киевским кинофестивалем при помощи Кинодепартамента Швейцарского культурного совета «Про Гельвеция». В этих картинах чувствуется художественный почерк авторов и творческий подход к трансляции серьезных тем. Не пренебрегают они и эмоциональной стороной в восприятии документального кино.

«Исчезающие следы. Постскриптум из ландшафтов памяти», снятый Вало Дойбером, повествует о еврейских маленьких городках, которые были расположены, в основном, на территории Западной Украины. Точнее, эти провинциальные местечки исчезают вместе с десятками, сотнями тысяч людей, будущих, не начавшихся жизней - жертвами Холокоста. Ухватиться бы за что-то... За воспоминание или песню, за легенду или мозаику пола, что уцелел после великого пожара, испепелившего тела сотен евреев, запертых в синагоге... Режиссер Вало Дойбер сделал очень личностную картину, работа над которой началась с его литературных познаний. С имен Пауля Целана и Розы Ауслэндер, Исаака Бабеля и Мартина Бубера, Альфреда Деблина и Василия Гроссмана. Фильм «Исчезающие следы» был показан в Вашингтоне и высоко оценен Стивеном Спилбергом, почетным президентом Фонда памяти ШОА.

В полнометражном документальном фильме Фредерика Гонсета «Рабы Гитлера» хоть и использованы художественные приемы, но все же главной его ценностью является действенность. Эта картина свидетельствует о том, что, если культура и способна менять мир, то в авангарде этих ожидаемых перемен (а где-то даже имеющих место быть...) по объективным причинам дано находиться документальному кино. «Рабы Гитлера» рассказывает об украинцах-остарбайтерах, людях, угнанных нацистами во время войны и, скорее к своему счастью, работавших на заводах Швейцарии, которые снабжали нацистскую Германию. Для благополучной и осмотрительной Швейцарии фильм Фредерика Гонсета был подобен взрыву. Фредерик Гонсет смог не только поведать много нового своим соотечественникам, но и спровоцировать более активную работу по учреждению фондов, которые будут заниматься выплатами компенсаций остарбайтерам. Финал фильма «Рабы Гитлера» скромно и без пафоса рассказывает о реакции нынешних владельцев тех заводов, на которых использовался труд подневольных рабочих, на историю их предприятий времен войны и перспективу выплат коменсаций остарбайтерам. И так же, без надрыва, о том, что, например, до сих пор концерн «Maggi» (те самые бульонные кубики) и слышать не хочет о торжестве справедливости... Фредерик Гонсет говорит, что в Швейцарии он слышал в свой адрес упреки в непатриотизме. Но ему не привыкать: в своем очень популярном в стране телевизионном политическом шоу, изысканно названном «Язык ушей», Гонсет для начала предлагает герою пройтись, мерно и с чувством, вместе с ослом... С одной стороны, внеконкурсная програма «Украина глазами иностранцев» названа логично. С другой... В общем, другой стороны нет. Пока что Украина интересна иностранным документалистам лишь как страна «непредсказуемого прошлого». А вот иной вопрос: что интересно Украине? Он риторический в данном случае. В случае с интересными, исследовательскими, масштабными и авторскими документальными фильмами, посвященными нашей стране. Риторический потому, что пока (как свидетельствует опрос с пристрастием режиссеров этих фильмов) ни один из украинских телеканалов не предложил свои услуги по трансляции этих картин.