UA / RU
Поддержать ZN.ua

УХО ЕВРОПЕЙЦА

На кафедре старинной музыки Национальной музыкальной академии Украины им. Чайковского украинских музыкантов учат слышать и понимать европейских композиторов...

Автор: Елена Дьячкова

На кафедре старинной музыки Национальной музыкальной академии Украины им. Чайковского украинских музыкантов учат слышать и понимать европейских композиторов.

Наверняка кто-то где-то уже сказал, что мы живем в эпоху придуманных динозавров. Художники, мультипликаторы, режиссеры всего лишь выдвинули свои предположения о том, как это могло быть. Популярность выдумки превзошла все ожидания. С музыкой доклассического периода в наше время произошло примерно то же самое. В европейских библиотеках сохранились лишь письменные свидетельства звуковых шедевров эпох средневековья, Ренессанса, барокко. Тем не менее, старинную музыку играют, поют, записывают. Западную Европу охватила настоящая лихорадка музыкальных древностей.

Ноты, как скелеты ящеров, — вовсе не живой организм. Музыка попадает в мир через узкую щель голосовых связок, проскакивает между ударами, щипками, трением всевозможных приспособлений. В общем, для музыки необходим исполнитель. Сегодня в европейских странах, и в частности во Франции и Швейцарии, действуют специальные школы и факультеты по изучению традиций старинного музицирования. Оказывается, научная корректность в музыкальном искусстве важна не в меньшей степени, чем в палеонтологии. Об этом, собственно, и шла речь на презентации кафедры старинной музыки НМАУ.

В системе нашего музыкального образования эта кафедра, открытая почти два года назад, — явление уникальное. Ее основатель — доктор искусствоведения, профессор Нина Александровна Герасимова-Персидская — крупнейший ученый, всемирно признанный авторитет в области украинского музыкального барокко, обаятельный человек, покоряющий влюбленностью в свое дело. Кафедра старинной музыки — единственная в Украине, где можно получить специализацию в области старинной музыки. Здесь круг творческих вопросов очерчивается не по территориальному признаку (западноевропейская музыка — украинская) и не по виду деятельности (пианист, вокалист, историк). Впервые кафедра объединила людей разных музыкальных специальностей на основе их общего интереса к старине. Впервые отечественная музыкальная кафедра стала систематически приглашать зарубежных специалистов для чтения специальных курсов.

Особенно тесные контакты сложились с швейцарским центром изучения старинной музыки — Schola Cantorum Basiliensis (SCB). Возник проект — «SCB в гостях у НМАУ», в рамках которого были прочитаны блестящие мастер-классы «История и теория григорианского хорала», «Старинные строи», «История нотации», «Теория и практика генерал-баса», «Практика ренессансного пения». Руководитель проекта Мишель Ульман отметил, что для авторов мастер-классов было крайне важно осознавать, что они смогут передать украинским музыкантам свои знания, частицу европейской истории, носителями которой они являются.

Деятельность кафедры развивается в русле инновационных процессов, характерных для Национальной музыкальной академии Украины вообще. Нина Александровна Герасимова-Персидская подчеркнула, что стремительная динамика в развитии кафедры была бы немыслима без поддержки со стороны ректората, и в первую очередь без содействия Олега Семеновича Тимошенко.

После презентации кафедры старинной музыки в глазах у некоторых журналистов было недоумение. Чем они тут занимаются? Ну подумаешь, правильно спеть григорианский хорал? В ответ на это можно было бы долго рассуждать о взаимосвязи порядочности с пониманием традиций иных народов, о связи музыкальных интонаций и мышления и о множестве иных отвлеченных предметов. Но я предпочту вместо этого вспомнить слова испанского композитора XVI века Салинаса, который считал, что в музыке удовольствие сочетается с честью. «А счастливая жизнь заключается не только в чести и не только в удовольствиях, но в честных удовольствиях. Ибо не только в делах нам нужно правильно мыслить, но надо стараться, чтобы праздности сопутствовали добро и счастье».