UA / RU
Поддержать ZN.ua

Ухо, горло, "Лимб"

Музыкальное агентство "Ухо" представило в столице свой юбилейный сотый проект. Точнее, спектакль - "Лимб". Национальная опера Украины подключилась "к современности" и предложила провести это мероприятие на своей сцене. Билеты были проданы за две недели. Правда, в зале почему-то было немало свободных мест.

Автор: Ольга Кизлова

Музыкальное агентство "Ухо" представило в столице свой юбилейный сотый проект. Точнее, спектакль - "Лимб". Национальная опера Украины подключилась "к современности" и предложила провести это мероприятие на своей сцене. Билеты были проданы за две недели. Правда, в зале почему-то было немало свободных мест.

Еще весной 2012-го в Киеве возникло музыкальное агентство "Ухо". Интересы его руководителей - Александры Андрусик и Евгения Шимальского - сосредоточены вокруг современной, не очень известной у нас, украинской и зарубежной музыки.

В программах "Уха" в разное время звучала музыка Э.Вареза, Д.Куртага, Дьёрдя и Лукаса Лигети, В.Сильвестрова, Х.Скемптона, П.Этвёша, П.Аблингера, Т.Хосокавы, Т.Такэмицу и многих других композиторов ХХ–ХХI cт.

Теперь об опере "Лимб". Ее автор, итальянец Стефано Джервазони, родился в 1962 г. в Бергамо. Это один из ведущих композиторов наших дней, начавших музыкальное образование в 1980-м в Миланской консерватории им. Дж.Верди после встречи с Луиджи Ноно. Учился у Луки Ломбарди, Никколо Кастильони и Асио Корги. Стажировался у Дьёрдя Лигети, Брайана Фернехоу, Петера Этвёша и Хельмута Лахенмана - монстров современной музыки.

Опера "Лимб" (авторское название Limbus-Limbo) написана по заказу Министерства культуры Франции для Страсбургского ансамбля перкуссии в 2011–2012 гг. Украинская премьера состоялась благодаря агентству "Ухо", инструментальному Ухо-ансамблю, сценографии Кати Либкинд и другим участникам проекта.

Либретто Патрика Хана, написанное на шести языках, использует оригинальные тексты Джордано Бруно, Мэрилин Монро, Карла Линнея, Данте, Фридриха Ницше, Карла Крауса.

Главных персонажей три: Тина (по соображениям соблюдения авторских прав так обозначена Мэрилин Монро: исполняет роль итальянское колоратурное сопрано Анна Пироли), Бруно (подразумевается Джордано Бруно: поет французский контратенор Гийом Фигель Дельпеш) и Карл (как бы Карл Линней, шведский естествоиспытатель ХVІІI в. - партия поручена резиденту Гамбургской оперы, украинскому баритону Виктору Рудю).

Солисты озвучены через радиомикрофоны, хотя акустика театра и их отличные вокальные данные вполне позволяют обходиться без техники. Это обусловлено необходимостью синхронизации голосов с живым инструментальным сопровождением, заложенными в партитуре электронными инструментами и записями (за электронику отвечала композитор Алла Загайкевич, использовавшая восьмиканальную систему, семплирование и обработку данных в реальном времени).

На сцене постоянно присутствуют четверо: Дарья Мельник, Владислав Онищенко, Александр Боднар и Сергей Скульский. Они изображают пребывающие в лимбе души людей и одновременно символизируют "тени" главных героев.

Макс Требухов/LB.ua

Лимб в католическом богословии - термин, обозначающий "состояние полужизни" и место пребывания душ, которое не является ни раем, ни адом, ни чистилищем. Это и самоощущение главных героев, свойственное их "подвешенному", растерянному, неопределенному статусу.

Герои - с их разновекторным мироощущением - не способны не только понимать, но даже услышать друг друга.

Мэрилин-Тина - сама чувственность и постоянная рефлексия, она не слышит тех, с кем говорит. Карл - исповедующий научное мировоззрение материалист, рациональный и увлеченный лишь заботами о растениях и животных своего сада.

Бруно - воплощение погруженности в абстрактные метафизические философствования. И с такими установками герои "как бы общаются" на протяжении семи картин идущей без антракта постановки.

Опера увлекает, ее интересно слушать и смотреть. Возможно, пребывание в состоянии "лимба" кого-то веселит, но большинству публики пришлось продираться на протяжении часа с четвертью сквозь сложный музыкальный текст, клочковатое содержание и малоподвижную, хотя и нескучную режиссуру.

Добавим оформление в виде pop-up выставки художницы Кати Либкинд, среди экспонатов которой проживают остатки своих жизней герои. В финале оперы закадровый голос объявляет об отмене Лимба - "зала вечного ожидания, скуки и сомнений". Это действительно реальное событие: в 2007-м, во время каденции Папы Бенедикта ХVI, решением международной теологической комиссии он был официально отменен. Умирать герои не хотят. Но не следовать предписанию "не оставлять личных вещей и покинуть это место" не удается никому - ни героям на сцене, ни их реальным прототипам…

Музыка оперы столь же абстрактно-атональна, как ее философия. Вокальных распевов почти нет - певческая и инструментальная ткань излагаются с пуантилистической обрывистостью и стохастической схоластикой.

Редкими тональными оазисами служат несколько цитат-пародий на Монтеверди, Лахенмана, Оффенбаха, Уэббера. Опера сложна философскими абстракциями, запутанным психологизмом, музыкальной многослойностью и полижанровостью.

С первого раза "услышать" ее непросто. Большой радости "уху" она не предоставляет. Скорее, дает пищу для ума - и во время спектакля, и по окончании.

Макс Требухов/LB.ua

Как зачастую в современной музыке, конечный "чистый продукт" постановки весьма зависим не только от авторов, но и от мастерства участников процесса. В малопригодном для демонстрации вокальных умений тексте голоса трех солистов прозвучали великолепно. Отличное сопрано Пироли, ясный светлый контртенор Дельпеш и выразительный сильный баритон Рудь, кажется, объединили разрозненность партитуры в общий поток.

Отдельно несколько слов о Викторе Руде. Он киевлянин, в 19 лет уже окончил с отличием НМАУ как хоровой дирижер. Поработав некоторое время руководителем студенческой хоровой капеллы КПИ, вскоре уехал в Лондон, где стал студентом вокального факультета Королевской академии музыки. По окончании стажировался в Staatsoper Berlin, был принят постоянным солистом Гамбургской государственной оперы. Поет ведущие партии в Гамбурге, отвечает на предложения других европейских театров. На сцене Национальной оперы выступил впервые. Дебют оказался неординарным, но тем более ценным.

Огромный пласт сложнейшего текста одолели, подняли и донесли итальянский дирижер Луиджи Гаджеро и шестеро отличных перкуссионистов: Евгений и Дмитрий Ульяновы, Дмитрий Ильин, Сергей Ризоль, Сергей Кипень и Тарас Куц. Они играли на нескольких десятках и распространенных, и малоизвестных у нас инструментов, часть которых была транспортирована в Киев из дальних стран.

Кроме большого числа ударных, в создании образов главных героев заняты цимбалы - лейттембр Карла (играет Александра Дзенисеня), валторна, воплощающая образ Бруно, и альпийский рог (Евгений Чуриков). И блокфлейта-Тина (на ней играет Катажина Чубек). Партитура сложнейшая, усилия требуются огромные, но спектакль получился. Опера удалась.