UA / RU
Поддержать ZN.ua

УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ВИКТОРА СТЕПУРКО

Все, кто знаком с творчеством Виктора Степурко, знают его как композитора — создателя прежде всего хоровой музыки...

Автор: Оксана Булаш

Все, кто знаком с творчеством Виктора Степурко, знают его как композитора — создателя прежде всего хоровой музыки. Действительно, театрализованная мистерия-диптих «Сакраментальный сон» или хоровая картина «Притча Со-Творение», а также многочисленные композиции и духовные канонические тексты постоянно исполняются ведущими хоровыми коллективами Украины. Произведения Степурко часто звучат на фестивалях современной музыки, среди которых: «Киев—Музык Фест», «Музыкальные премьеры сезона». Звучат они и на престижных международных фестивалях в Великобритании, Франции, Германии, Венгрии. О популярности произведений В.Степурко свидетельствует и то, что первый хоровой фестиваль «Златоверхий Киев» в 1996 году прошел под знаком его творчества.

Юбилейный концерт по случаю 50-летия композитора, состоявшийся 6 июня во дворце искусств «Украинский дом», показал нам другого — не хорового В.Степурко. Большую часть программы составили произведения для оркестра народных инструментов. Это — и светлый марш-увертюра «Крутые пороги» (солист О.Ткаченко, лира), и тревожно-призывная вторая часть драматической кантаты «О, Русская земля», и возвышенная «Свадебная словацкая» (солистка О.Костюк, баян), а также мистическая «Астральная пектораль».

Представленные произведения свидетельствовали о высоком профессиональном мастерстве композитора, присущем только ему типе мышления. Хочется отметить гармоничность мировосприятия, проявившуюся в отсутствии конфликтных столкновений, драматических порывов. Ведущей идеей почти всех произведений была идея гармонии Человека, Природы и Бога.

Калейдоскопический поток контрастных образов и чувств отражает естественный процесс человеческого мышления. Вот почему рапсодия, сюита, партита, концертные пьесы (построенные по такому принципу) являются любимыми жанрами в творчестве В.Степурко.

Мелодичная щедрость, уходящая своими корнями в народнопесенное творчество, вместе с владением современными средствами музыкальной выразительности наиболее типична для произведений композитора. В этом плане особенно хочется отметить партиту «Астральная пектораль». В ней сфера астрального, таинственного решена с использованием современного музыкального языка и поручена оркестру; сфера же земного как олицетворение человеческого бытия — соло баяна.

Близкие к традициям народных инструментальных наигрышей две концертные пьесы для свирели и дрымбы с оркестром народных инструментов (солист О.Журавчак, свирель и дрымба), воспринимающиеся как рапсодиевые произведения с первой медленной и второй быстрой танцевальными частями.

Очень тепло восприняла публика вторую часть программы, куда вошли вокальные и хоровые произведения — «Колыбельная» для сопрано и народного оркестра на стихи А.Олеся (солистка — С.Годлевская), три обработки песен Льва Лепкого (солист — В.Бокоч), «Богородичные догматы XVII в.» для хора и камерного оркестра (хор «Почайна» Национального университета «Киево-Могилянская академия» и Национальный ансамбль солистов Украины «Киевская камерата»).

В завершение концерта прозвучала «Молитва за Украину» Н.Лисенко в обработке В.Степурко, которую зал слушал стоя. Все происходящее убеждало в том, что хоровая традиция в Украине существует и будет развиваться и в дальнейшем.