UA / RU
Поддержать ZN.ua

У ЗАНЬКОВЧАН — «ХАНУМА», А В ОПЕРНОМ — «ВЕСЕЛАЯ ВДОВА»

Во Львовском театре имени Марии Заньковецкой — премьера. Это веселый, озорной, хорошо поставленный и хорошо играющийся спектакль «Ханума»...

Автор: Людмила Носарева
Ханума — Людмила Никончук

Во Львовском театре имени Марии Заньковецкой — премьера. Это веселый, озорной, хорошо поставленный и хорошо играющийся спектакль «Ханума». Режиссер Вадим Сикорский (один из самых интересных режиссеров театра), что называется, «попал в десятку». Мы все несказанно устали от беспросветной серой жизни, проблем и неприятностей, что нередко выносятся и на подмостки сцены. Поэтому хочется хоть на время сбежать от всего серьезного, расслабиться и отдохнуть. И «Ханума» для львовян стала таким островком радостного ухода от действительности.

Спектакль — классический пример грузинского водевиля, жанра легкого и безоблачного. Однако эта запрограммированная простота требует глубокого осмысления, во всяком случае, так видел и воплощал «Хануму» режиссер. Актеров в спектакле занято немного, всего десять человек, но ощущение большого действа, большого пространства и большого количества исполнителей не покидает в течение всего спектакля. Герои не только колоритно проявляют себя в драматических образах (что им близко по природе, ведь театр — драматический), но и профессионально поют, танцуют (ничуть не хуже, чем опереточные актеры), постоянно взаимодействуют с залом.

В один из премьерных дней на «Хануму» были приглашены старшеклассники львовских школ. Нынешняя молодежь не особенно увлекается театром, попробуй ее чем-то удивить. А тут подрастающее поколение активно реагировало на все «зигзаги» пьесы. И это — тоже показатель.

Превзошла себя Людмила Никончук, исполнительница роли Ханумы, заслуженная артистка Украины. Без сомнения, это ее роль и ее звездный час, к которому она шла немало лет. Актрисе в театре удавалось далеко не все: были работы удачные и почти провальные. Иногда было так больно, что хотелось все бросить и бежать. Но рядом был муж, режиссер Вадим Сикорский. Они вместе шли к своей «Хануме». Сегодня Людмила Никончук — одна из ведущих актрис театра. И, наверное, не случайно внучка первой исполнительницы роли Ханумы в Тифлисе, побывав на премьере, во Львове так оценила работу актрисы: «Вай, Людочка, ты — настоящая Ханума-джан». Да, она и жестока, и лукава, и нежна, но в каждом проявлении — это ураган страстей и энергии. Актриса вплела в роль Ханумы столько образов и характеров, что другой хватило бы на всю жизнь. А Вадим Сикорский в очередной раз доказал, что он ансамблевый режиссер и умеет создавать вещь целостную, неординарную, хотя, в принципе, не «изобретая велосипед» и практически сохраняя первооснову.

Спектакль показателен еще и тем, что убеждает поклонников и ревностных критиков: у театра в последнее время появляется второе дыхание. Совсем недавно здесь состоялась премьера серьезной и неоднозначно воспринятой публикой пьесы «У.Б.Н.» («Украинские буржуазные националисты»). Затем — премьера совершенно противоположного плана — «Ханума». А в конце марта зрителей ожидает следующая премьера — спектакль по произведениям украинской поэтессы Леси Украинки. Театр устремлен в прорыв, и это радует. Ведь несколько последних лет о нем говорили как о театре вчерашнего дня, традиционной, слишком зареалистичненной игре актеров, без изюминок и находок в режиссерской работе. Некоторые сверхрадикальные критики практически уже списали трупу в «архив», но, вопреки пессимистическим предсказаниям, заньковчане «вкатились» в свою струю, вышли на свою дорогу и начинают набирать скорость.

В связи с премьерой «Ханумы» нелишним будет вспомнить еще об одной премьере музыкально-драматического жанра, оперетте Легара «Веселая вдова», поставленной во Львовском театре оперы и балета имени С.Крушельницкой уже полюбившимся во Львове итальянским режиссером Джузеппе Вишилия (к 100-летию театра он прекрасно поставил оперу Дж. Верди «Набукко»). Джузеппе Вишилия так «прикипел» к львовской оперной труппе, что решил поставить оперетту Легара «Веселая вдова» с тем, чтобы организовать украинским артистам месячные гастроли в Италию. Спешно разучивались партии, шились костюмы, изготавливались декорации (такие же нежные, чудесно-легкие, объемные и впечатляющие, как все, к чему прикасаются руки талантливых львовских театральных художников — братьев Рындзаков).

Затем месяц львовяне гастролировали в Италии, покоряя «горячий» народ своим мастерством и знанием итальянского (к слову, многие актеры за месяц действительно очень неплохо овладели итальянским, что на подмостках родного театра значительно облегчит им исполнение итальяноязычного репертуара). Когда же труппа вернулась во Львов, решено было ввести оперетту, переведя ее на украинский язык, в репертуар театра (во Львове уже очень давно нет театра оперетты). Таким образом, вторая премьера спектакля состоялась уже дома. Казалось, все «играет» на оперетту — зажигательная музыка, костюмы, сценическое оформление, внушительная массовка (Вишилия верен себе: массовые сцены, «разводка» хора — его «конек»), однако чисто оперные актеры, привыкшие к традиционным оперным канонам, не всегда выдерживают дух, энергетику опереточного действа. Еще раз убеждаешься в том, что опера — это опера, а оперетта — она и есть оперетта, такая, как одесская или, скажем, киевская. Впрочем, быть может, это лишь субъективное мнение придирчивого зрителя. Массовой публике «Веселая вдова» понравилась, правда, многие тоже говорили, что нужно усилить группу солистов и зажечь в них «перпетуум мобиле» оперетты.

Так что нынешний год и новое столетие (тысячелетие) началось во Львове с театральных премьер. Хороший знак. Может, оживем, оттаем?