UA / RU
Поддержать ZN.ua

У ЧЕРТЫ ЧЕТВЕРТОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ

Завершил свою работу ХIХ МКФ «Молодость». Неделю Киев жил в ритме фестиваля, с трудом поспевая смотреть конкурсные и внеконкурсные программы, информационные программы и ретроспективы...

Автор: Светлана Короткова

Завершил свою работу ХIХ МКФ «Молодость». Неделю Киев жил в ритме фестиваля, с трудом поспевая смотреть конкурсные и внеконкурсные программы, информационные программы и ретроспективы. На международном фестивале, право, не стоит сетовать на изъяны в работе селекционной комиссии - программа была полной и разнообразной, - это лишь слепок с мирового кинопроцесса, его нынешнее состояние. И вот - итоги «Молодости».

Специальным призом в 50 тысяч долларов - на создание новой картины - награждена Кира Муратова, выступающая на сей раз в качестве дебютантки с короткометражным фильмом «Письмо в Америку». Приз зрительских симпатий у немецкой ленты «Тувалу» Файта Хеллера. «Чертов Омол» шведа Лукаса Мудисона стал лучшим полнометражным фильмом и получил приз ФИПРЕССИ. Приз за лучший короткометражный фильм разделили режиссеры из Шотландии Джеф Старк - «Десерты» и Явред Сид «Взбитые сливки». КАБ «Славянский банк» наградил лучший документальный фильм «Государство псов» (Бельгия-Монголия). Приз студенческого кино, традиционно от фирмы «Кодак» - австралийской ленте «Аквариум». Пять тысяч французских франков - приз имени Ива Монтана, получил актер из Словении Ян Цвитковиц за роль в фильме «Холостой ход». А Гран-при «Скифский олень» и десять тысяч долларов от канала «1+1» получила документальная лента «Хлебный день» (Россия, режиссер Сергей Дворцевой).

О завершившемся фестивале мы беседуем с его генеральным директором Андреем Халпакчи.

- Андрей, позади десять лет работы, причем именно ваша команда подняла фестиваль на другой уровень, для всех неожиданностью стало заявление о том, что ты и Шпилюк покидаете фестиваль. Объясни, пожалуйста, почему?

- Не только я и Шпилюк, но и Новикова. Не хотел бы делать из этого сенсацию - это обычная человеческая реакция. Просто за эти десять лет мы сделали все, что могли, и надеемся, что это дело продолжит кто-то другой. Это были тяжелые десять лет не только для нас, но и для всей страны. Нам пришлось делать фестиваль не столько благодаря поддержке, сколько вопреки ей. Поэтому завершился цикл, почувствовали физически и морально, что он исчерпан. Кстати, пример распространенный. Через десять лет ушел директор фестиваля «Недели критики» во Франции, теперь я его понимаю. Он сказал: «Я устал за эти десять лет». Мы не расстаемся полностью с фестивалем, мы сделаем все, чтобы он продолжал жить, будем работать консультантами по программе, поможем ее формировать, с радостью будем сотрудничать с новой командой. Но хотелось бы снять с себя организационные и финансовые проблемы.

- Как ты оцениваешь нынешний фестиваль?

- У меня эта оценка сформировалась месяц тому назад, когда была подготовлена вся программа, ведь это - лицо фестиваля, а не организационные неурядицы. Важна оценка таких специалистов, как Йозеф Белинг, Александр Адабашьян, Жак Гербер, которые оценили качество каталога не по полиграфии, а по материалам. Многие гости из ближнего и дальнего зарубежья впервые открыли для себя полного Параджанова. Мы несколько опасались, делая его полную ретроспективу, потому что бытует мнение, что до «Теней забытых предков», это не кино. Ретроспектива Марка Донского для многих стала тоже подарком. В этом году, несмотря на экономические проблемы, достаточно интересная украинская программа, отборщики других фестивалей уже заинтересовались целым рядом украинских картин. На нашем фестивале произошел целый ряд мировых премьер.

- Я знаю, какой кровью в нашей экономической обстановке дается каждая акция, не говоря уже о международном фестивале, поэтому давай поговорим о том, кто помогал, а кто мешал этому фестивалю.

- Я бы начал с главной проблемы, которая существует в нашей стране. Все-таки восемь лет независимости - это восемь тяжелых лет становления самостоятельного государства. Не выработана общая культурная политика страны. Невозможно понять то количество отделов культуры, которые существуют в наших правительственных организациях: и Министерство культуры, и отдел культуры в Министерстве иностранных дел, и отдел культуры в администрации Президента, и Комитет молодежных организаций, и целый ряд структур в Комитете по делам молодежи и семьи. Мне кажется, такая разнообразная дислокация мешает общей координации. Надеюсь, что с приходом нового министра культуры будут выработаны приоритеты в культурной политике. Понимаю, что бюджет очень ограничен, но во всех цивилизованных странах, которой, безусловно, уже стала и Украина, публикуются официальные отчеты министерств культуры. Вот когда в конце года будет опубликовано, сколько денег было дано на кинофестивали «Молодость», «Стожары», «Крок», когда будет опубликовано, сколько денег было дано государством на «Славянский базар», международный театральный фестиваль, «Березілля», на декады и т.д., можно спорить, насколько правильно распределяются эти деньги, и вообще узнать о том, есть они у государства или нет. Эти цифры обычно передаются в качестве сплетен, обрастают легендами, а они должны быть узаконены.

Впервые полноценно работал наш оргкомитет. Я очень благодарен председателю нашего оргкомитета Анатолию Владимировичу Толстоухову, объединению демократических сил «Злагода» и Фонду содействия развития искусств. С другой стороны - большие претензии к городу. Мы получили только пятнадцать тысяч гривен финансирования от Главного управления культуры и просили помочь нам в оформлении города. Такое впечатление, что в Киеве не происходит международный кинофестиваль «Молодость»: ни одного стенда, ни одной растяжки. Это большой недостаток и эту часть организации город должен брать на себя при всех ограниченных средствах бюджета.

Театр начинается с вешалки, а имидж нашей державы - с посольств. Тем не менее известнейшие гости сталкивались с проблемой неполучения визы, хотя этот вопрос был решен на том же оргкомитете. Управление культуры МИД должно было заниматься этим вопросом, но вся наша работа в последние недели фестиваля была дестабилизирована тем, что мы сами должны были звонить в посольства и выяснять, почему наши гости не могут получить визу. Так, член жюри, известный специалист из Германии не смог получить визу и отказался приехать. Пока объяснений нет.

Ни одно мероприятие культуры не должно полностью финансироваться государством. Любое мероприятие должно состоять из равносильных трех долей финансирования - государственная треть, муниципальная городская и частная, спонсорская. К сожалению, по-прежнему происходит полный дисбаланс в этом плане, и львиная доля принадлежит спонсорам.

В последний момент на помощь нам пришел банк «Славянский». Практически все руководство приехало на переговоры. Приятно, что среди наших банкиров есть люди, которые заинтересованы состоянием украинской культуры. После фестиваля состоится встреча с руководством банка «Славянский» и можно будет говорить о совместной программе по возрождению украинского кино.

Я благодарен фонду «Відродження», благотворительному фонду «Ренессанс», Гетеинституту. Особенно каналу «1+1», который стал постоянным партнером и, надеюсь, не оставит этот фестиваль и в дальнейшем. К сожалению, заинтересованность посольств и культурных зарубежных представительств значительно выше, чем наших организаций.

- Как дальше будет жить фестиваль, возможно ли дальнейшее развитие в подобных условиях?

- Мы постараемся сделать все, чтобы этот фестиваль жил. У него достаточно высокий международный авторитет. Ганс Шлегель - известный немецкий специалист в области кино наш фестиваль расценивает как один из главных фестивалей в Восточной Европе. Я отношусь к тем людям, которые смотрят в будущее с оптимизмом. Вопрос в том, как и что мы должны сделать, очень важно, чтобы энтузиазм не иссяк.