UA / RU
Поддержать ZN.ua

"У тієї Катерини…"

Самая масштабная выставка произведений гениальной украинской художницы Катерины Билокур (1900-1961) продлится в столичном "Мистецькому Арсеналі" до середины июля. Здесь представлено около 90 полотен. Название проекта - "Хочу бути художником" (слова самой Билокур). Уже открытие проекта сопровождалось невероятным ажиотажем: очередь растянулась на полтора километра. Особый интерес к экспозиции проявляет молодежь.

Автор: Екатерина Константинова

БИЛОКУР В "АРСЕНАЛЕ"

Самая масштабная выставка произведений гениальной украинской художницы Катерины Билокур (1900-1961) продлится в столичном "Мистецькому Арсеналі" до середины июля. Здесь представлено около 90 полотен. Название проекта - "Хочу бути художником" (слова самой Билокур). Уже открытие проекта сопровождалось невероятным ажиотажем: очередь растянулась на полтора километра. Особый интерес к экспозиции проявляет молодежь.

Творчество и жизнь Билокур всегда привлекали внимание искусствоведов, актеров, режиссеров. Ее биография, как белое полотно, на котором сама судьба рисует разнообразные образы, сюжеты, часто драматические ситуации.

Билокур - самородок. Ее страсть к рисованию с ранних лет. И в это же время запрет родителей заниматься живописью. В такие моменты маленькая Катерина брала у мамы белое полотно, уголек и рисовала свои придуманные образы.

Родилась будущая художница в селе Богдановка Пирятинского уезда Полтавской губернии. Именно ее малая родина навевала все ее удивительные живописные образы - цветы и птицы, которые со временем стали появляться на ее полотнах.

Как известно, юная Катерина принимала участие в самодеятельных спектаклях ("Безталанна", "Сватання на Гончарівці", "Наталка-Полтавка"). Поэтому биографы подчеркивают еще и театральность многих ее уникальных художественных откровений.

Поклонникам Билокур известен такой факт. В 1934-м из-за запрета заниматься любимым делом Катерина решила покончить жизнь самоубийством - утопиться. Лишь после такого отчаянного шага родителями было снято "табу" на ее призвание…

Киевская выставка Билокур позволяет внимательнее и объемнее рассмотреть именно скрытый драматизм в разных картинах. Ведь даже за этим многоцветием - тревога и грусть великой художницы.

Для нынешнего столичного проекта "Хочу бути художником" 48 работ Билокур доставили из коллекции Яготинского исторического музея. 37 полотен предоставил Национальный музей украинского народного декоративного искусства.

Ранее самой масштабной выставкой Билокур в Киеве считалась экспозиция 1971-го (62 картины). Искусствоведы уточняют, что за всю свою жизнь мастерица создала около сотни полотен.

Ценители творчества Билокур увидят в ее работах на выставке в "Арсенале" множество оттенков. В "Квітах та калині" (1940) - вечерняя полумгла, настоящая мистика, где каждый цветок стремится ожить. "Квіти за тином" (1935) - многоцветие, преодолевающее плетень, все преграды… Исследователи подчеркивают особую композиционную структуру этого полотна: говорят, что внутренний сюжет очень музыкальный, поэтический, а разные растения на картине как строки, которые складываются в рифмы.

В проекте "Хочу бути художником" принимали участие представители Национального театра имени Ивана Франко. На этой сцене еще во времена Богдана Ступки вышел спектакль режиссера Александра Билозуба "Дві квітки кольору індіго", в котором также была предпринята попытка рифмования - творчество и судьба украинки Билокур и мексиканской художницы Фриды Кало. Актриса Елена Фесуненко, которая сыграла в спектакле Билокур, на выставке внимательно вглядывалась в образы своей героини, как бы считывая какую-то дополнительную информацию для дальнейшего раскрытия многопланового образа живописицы, о которой Пабло Пикассо сказал: "Если бы у нас была художница такого уровня мастерства, то мы бы принудили говорить о ней весь мир..."

***

Куратор этого резонансного проекта в "Мистецькому Арсеналі", искусствовед Алиса Ложкина, посвятила немало времени систематизации выставки, ее концептуальному наполнению.

- Конечно же, судьба Билокур - это подлинная трагедия, отражающая многие события
ХХ века, - говорит Алиса. - Художница родилась на рубеже двух веков. И эта женщина постоянно предпринимает попытку выбора, протестует против сложившегося патриархального общества. Она заявляет: "Я хочу быть художником!" И действительно становится прекрасным художником. В культурной изоляции она создает микроанклав культуры, то есть в своей Богдановке сама пытается научиться рисовать, найти свой художественный почерк. Катерина Билокур - это мир в себе.

…Куратор проекта отмечает, что эта экспозиция, как приглашение нового поколения к разговору о вечных ценностях, собственно, о Билокур, к осмыслению ее фигуры не только в контексте народного, наивного искусства. Предпринята попытка показать, что это одна из крупнейших художниц ХХ века. Не всегда нужно жестко разделять художественное творчество на "высокое искусство" и народное, наивное. Ведь многие художники ХХ века, как и Билокур, не получили классического академического образования в области изобразительного искусства.

Экспозицию в "Арсеналі" дополняют цитаты самой художницы:

"Доля випробовує тих, хто намірився іти до великої мети, але сильних духом не спіймає ніхто, вони зі стиснутими руками вперто і сміливо ідуть до наміченої мети. І тоді доля винагороджує їх сторицею і відкриває перед ними всі таємниці дійсно прекрасного і незрівнянного мистецтва".

"А квіти я буду малювати і малювати, бо я так люблю над ними працювати, що й слів не знайду, аби висказати ті почуття до їх любові - моєї великої любові!"

"Давно-давно, як я була малою молодою, і були тоді левади і берегі, де росло тоді багато багато і струнких і високих і кучерявих і всяких дерев так мов гай от як повіють вітри та повіють буйні от я і біжу туда у берег слухати зелениї шуми і вчувається мені в тих шумах вітрів і шепіт і гомін якіхсь давно минулих казкових людей і ріжні прекрасні найбільше пісні чарівні і всякі дивовижні моєму слуху ноти голосів".

- Билокур постоянно говорила о своем желании как женщины реализоваться, говорила также о желании человека состояться, - продолжает рассказ куратор проекта. - А ведь и сейчас вопрос становления человека актуален. Многим известны факты из биографии Билокур, которая жила в деревне во время коллективизации. Ее родители имели две с половиной десятины земли в досоветское время, но потом у них отобрали и это. Над ними издевались, говорили: "Вот ваша дочка художница, запрягайте ее в подводу и пашите на ней землю!" Катерина еще с малых лет столкнулась с абсолютным непониманием своего таланта и призвания со стороны близких, даже родной матери.

Обратите внимание на ее картину "Сон" (1940 г.) из коллекции Яготинского музея. На ней ребенок, который, казалось бы спит, а его окружают цветы. Но при этом возникает ощущение, что, может быть, этот ребенок умер… Или так и не родился... На самом деле это произведение, в котором художница как женщина осмысляет тему материнства.

Известно, что некоторая слава, если можно употребить это слово, к художнице пришла очень поздно, когда ей было около 40 лет. Только тогда она начала распрямлять плечи, сделав две выставки - в Киеве и в Полтаве. Но начинается война. Гибнут ее работы (11 произведений). Это была настоящая трагедия для художницы, которая могла годами дотошно работать над одним полотном. Были утраты и после выставки в Париже, когда ее картины возвращались в Киев. Существует версия, что эти произведения пропали уже в Украине во время транспортировки. В тот период три картины Билокур - "Царь-Колос", "Березка" и "Колхозное поле" включили в экспозицию советского искусства на Международной выставке в Париже (1954). Там эти работы и увидел Пабло Пикассо и сравнил Билокур с известной французской художницей Серафиной Луи (о последней в 2008 снят фильм "Серафина из Санлиса").

***

Подготовка любой выставки - всегда процесс напряженный. Вот и в этот раз куратор исследовала все те места, где хранится уникальное наследие Билокур. Одно из таких мест - Богдановка на Киевщине.

- Да, мы были в Богдановке, в селе, где сохранилась ее хата (раньше она была под соломенной крышей) и маленькая комнатка, которая служила ей мастерской, - говорит Алиса Ложкина. - Катерина Билокур постоянно мерзла в этой хате. Она писала: "Пожалуйста, дайте мне хотя бы зимой поработать в нормальных условиях". При этом совмещала творчество с уходом за матерью, которая в последние годы была лежачей больной. За свои первые деньги Катерина смогла сделать подарок семье - покрыть хату шифером! Это было значительное событие: первая шиферная крыша в том селе.

Катерина никогда надолго не выезжала из своей Богдановки. Творчество совмещала с тяжелой работой по хозяйству.

Сейчас богдановская хата Билокур под угрозой разрушения. Там постоянно протекает крыша. Местные власти, заинтересованная общественность должны проявить к этой проблеме внимание, чтобы сохранить уникальный аутентичный мир, в котором жила и творила гениальная художница.

Во время подготовки киевской выставки были и в Яготинском историческом музее. В каком он состоянии? Да в таком же, в каком и 99% всех остальных наших украинских музеев. Глубокая стагнация, отсутствие денег на развитие и на сохранение коллекции. Вы только посмотрите на рамы, которые обрамляют шедевры украинского искусства! Это же простейшие деревяшки. Но иногда и их не хватает в сельских и районных музеях.

***

Иногда говорят, что Билокур - "монахиня". И она действительно была человеком с насыщенной внутренней жизнью, скрытой от глаз посторонних. Настолько в ней было несоответствие внешнего и социального с тем внутренним миром, который раскрывается в ее шедеврах. Билокур безумно влюбилась в свои 55 лет в одного человека, с которым долгое время состояла в переписке. Это была несчастливая любовь…

Вообще, многие корреспонденты, с которыми переписывалась Катерина, были потрясены ее эпистолярным мастерством, в котором видим и отсылки к Гоголю, к классической литературе. И это несмотря на то, что художница ни дня не посещала школу, самостоятельно достигая высот. Сама научилась писать, читать. Вот лишь отрывок из ее автобиографии:

"Я на свою лиху годину рано в дитячі роки почала вчитись читати, а коли дожила до шкільного віку, то дід мій та батько й порадились: "Навіщо, мовляв, Катрю віддавати в ту школу, як вона й сама вміє вчитись читати? Та й не буде вона рвати свити щодня, надіваючи та скидаючи, та й не буде драти чобіт, щодня ними човгаючи по землі сирій і снігу мерзлому, ходячи в школу, а буде вона дома сидіти, потроху на веретені прястиме, і купимо їй сяку-таку книжечку - і нехай вона з неї і учиться грамоти. Треба її змалечку до діла привчити, щоб з неї хороша господарка була, а грамота - то таке: бабі міністром не буть!" О, сказав мій мудрий дід! І як сказали, так і постановили. І сидить хороше чорнобриве дівчатко і малими руками виводить тонку довгу нитку і намотує її на веретено, а перед нею на клочках лежить невеличка книжечка. І як часом я заглядаю в ту книгу, то мати від печі і гукають: "Е, Катре, хоч тобі і дозволили учитись, а ти не дуже задивляйся у книжку, а частіше, а більше дивись на гребінь та на мичку, та щоб пряжа в тебе була тонка й рівна, та щоб засовнів не було!" І оце начало і конець, оце моя початкова, середня і вища освітана цьому й закінчилась. І по волі мого зростання зростала і всяка сільська господарча робота на мої руки".

Один из корреспондентов, с которым она много лет переписывались - искусствовед Стефан Таранушенко. Он вспоминал, что когда лично встретился с Катериной, то испытал не то что бы разочарование, но поразился ее замкнутости, барьеру в общении. Наверное, социальное окружение настолько "натренировало" ее быть закрытой и не показывать свой внутренний мир, что только в картинах и письмах художница могла открыть свою большую душу.

…Выставку из 87-ми оригинальных работ Билокур органично дополняет аудиоинсталляция, созданная Аллой Загайкевич по мотивам произведения Леонида Грабовского. Композитор в конце ХХ века написал свою "Concerto Misterioso" (памяти Катерины Билокур) для 9 инструментов. А центр А.Довженко подготовил для выставки в "Арсенале" нарезку из ранних фильмов конца 20-х гг. ХХ в. на тему украинского села. Эти черно-белые сухие кадры создают пасторальный контраст между действительностью и цветополифонией работ художницы…

- Самое важное в творчестве Билокур то, что посредством ее картин открываются глубоко экзистенциальные метафизические образы. Их можно осознать только тогда, когда смотришь на оригинальные работы художницы. Они затягивают и не отпускают. В проекте представлены не только классические работы Билокур (цветы), часть экспозиции - фигуративные вещи. Ее работ мало на "рынке", потому что, к счастью, в 1944-м Богдановку посетил директор Государственного музея украинского народного декоративного искусства Василий Нагай, который предложил сделать ее выставку, закупив впоследствии работы. Благодаря этому человеку музей сейчас имеет лучшую коллекцию ее работ.

Вообще, лично для меня Билокур не вписывается в категорию классического этнического искусства. Как, например Мария Приймаченко или другие представители этого направления. Для меня Билокур - ближе к Малевичу. Меня даже как-то спросили, мол, с чьим творчеством сходно творчество Билокур? И не задумываясь ответила - Казимир Малевич. Лишь потом осознала, почему так ответила. Что у них общего? Наверное, эта та пустота и трансцедентность, которую видим в работах Катерины Билокур.