UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТЫ ВО ФРАКЕ, ДОН КИХОТ

Московский театр «Школа современной пьесы» накануне мертвого гастрольного сезона привозит в Киев четыре спектакля...

Автор: Ирина Петрова

Московский театр «Школа современной пьесы» накануне мертвого гастрольного сезона привозит в Киев четыре спектакля. Уже знакомая киевлянам комедия «А чой-то ты во фраке?» в постановке Иосифа Райхельгауза на сей раз будет сыграна совершенно по-другому. В роли девицы-невесты предстанет Анастасия Сапожникова, отца-вдовца изобразит Эммануил Виторган, а удел жениха-девственника 35-ти лет достанется Владимиру Качану. Надо сказать, что известным драматическим артистом Качан стал только сейчас, в пору расцвета «Школы современной пьесы», хотя много лет играл в московском ТЮЗе. В то время он сочинял музыку к стихам своего друга Леонида Филатова, и их песни развеивались по стране в свободном полете, без рекламы, клипов и прочей атрибутики «фанерной» субкультуры. Это теперь певица с хорошим голосом, невинная жертва рекламы о прокладках, воркует о сухой погоде в доме, устраивая личную жизнь «с помощью зонта». В песнях Филатова и Качана были совсем другие образы. Помните? «А утро было зябким, как щекотка. И голосили третьи петухи. И были так нужны стихи и водка. Стихи и водка, водка и стихи...» С потребностью в водке с тех пор ничего не изменилось. А стихи стали пищей для гурманов, не переваривающих новые субпродукты даже с помощью зонда...

Все вышесказанное, разумеется, относится и к театру. «Школа современной пьесы» во главе с художественным руководителем Иосифом Райхельгаузом принципиально отличается от многочисленных антреприз. В «Школе» любят хорошую драматургию, точную режиссуру и артистов, не разменивающихся на халтуру. Потому и осуществился в театре парадоксальный проект 94-го года, когда состоялась премьера «Стульев» Эжена Ионеско. Трагикомедия абсурда была поставлена в содружестве «Школы» и «АРТели АРТистов Сергея Юрского». Вот что говорит автор спектакля (переводчик, режиссер и исполнитель) Сергей Юрский об этом проекте: «Мой путь к Ионеско занял почти 30 лет.

Я начал читать его в начале 60-х годов и во многом по нему учил французский язык. Впервые попав в Париж, я увидел знаменитый «эталонный» спектакль Ионеско в театре «Ля Юшет». Возникло чувство, что я должен играть этого несравненного автора и играть как-то совсем иначе. Как выразить, что он бесконечно смешной, бесконечно нежный и... абсолютно реальный - этот отец абсурда. Для меня он сродни Гоголю и Чехову».

И Сергей Юрский с Натальей Теняковой по-своему сыграли пьесу абсурда, привнеся в нее ощущение сегодняшней реальности. В «Стульях» Ионеско блистательный актерский дуэт увидел человеческую комедию, приправленную сарказмом и трагизмом абсурдного восприятия мира у нынешних «потерянных поколений». Театр с некоторых пор перетекает в жизнь настолько естественно, что авторство диалогов спектакля уже не имеет значения. То ли это реплики Ионеско, то ли слишком авторизированный перевод Юрского, то ли Чехов в который раз стреляется из своего театрального ружья, повторяя излюбленную фразу «пропала жизнь»... И уже совсем не кажутся наигрышем, когда ваш давний приятель, выйдя из зала после спектакля, на формальный вопрос «как жизнь?» отвечает совершенно безмятежно: «Жизнь? Слава Богу, прошла...» Такова стихия отечественного абсурда, как русский бунт, бессмысленного и беспощадного...

А еще «Школа современной пьесы» познакомит киевлян с драматургией Николая Климонтовича. В спектакле «Без зеркал» играют Ольга Яковлева, Михаил Ефремов, Альберт Филозов и Владимир Качан. Это драма утраченных иллюзий, в которой героиня Яковлевой пытается изменить фатальную ситуацию давнего вялотекущего романа. Режиссер-постановщик спектакля Иосиф Райхельгауз недавно признался: «Пьеса «Без зеркал» вот уже несколько лет занимает меня, главным образом, своей темой. Человек и время... Уходящие возможности... Эта пьеса - обо мне, о том, как я кажусь себе молодым человеком, а на самом деле у меня уже взрослая дочь. Дочь - это моя реальность, как и 50 поставленных спектаклей. Можно поставить новые, но те переделать уже нельзя. Может быть, я проработаю много лет в театре «Школа современной пьесы», но на сегодня большую часть своей жизни я работал режиссером театра «Современник», и этого тоже нельзя ни изменить, ни аннулировать... И это тема - «Без зеркал»...»

И, наконец, спектакль «...С приветом, Дон Кихот!» - событие сегодняшнего театрального сезона в Москве. Премьера состоялась 26 января, и с тех пор критики безуспешно пытаются определить, к какому жанру относится это новое творение непредсказуемого Райхельгауза. Самое краткое интерпретирование спектакля «С приветом...» звучит приблизительно так: диалоги, опера, балет, клоунада - для драматических артистов и музыкантов. Если учесть, что Альберт Филозов играет Дон Кихота, Татьяна Васильева - Дульсинею, а Лев Дуров - Санчо Пансу, можно попытаться из последних сил добежать до театра, чтобы воочию лицезреть Рыцаря Печального Образа, его оруженосца и обворожительную Татьяну Тобосскую. И самое главное для нас, зрителей, - поверить этой троице, поющей и пляшущей на театральных подмостках. Поверить в то, что Дон Кихот, Дульсинея и Санчо Панса «... летят по свету, чтобы защитить беспомощных и слабых от свирепых и сильных, чтобы вернуть миру то, что он потерял, - справедливость!»

А мне остается призвать киевскую публику к ответу и с 19 по 23 мая предложить ей посмотреть новые пьесы о главном на сцене Театра имени Франко. Присоединяйтесь! И вы определенно увидите «небо в алмазах», ибо вас ждут:

19 мая - драма «Без зеркал»;

21 мая - комедия с элементами балета «А чой-то ты во фраке?»;

22 мая - опера, балет и клоунада с диалогами

«...С приветом, Дон Кихот!»;

23 мая - трагикомедия абсурда «Стулья».

До встречи на театральных баррикадах!