UA / RU
Поддержать ZN.ua

Твое место — в саду

До 31 октября в Харькове будет работать Вторая Биеннале молодого искусства Украины.

Автор: Анна Пароваткина

Побывав на открытии, мы убедились: вопреки несколько скептическим ожиданиям, форум, без преувеличения, стал одним из главных событий украинской культуры-2019. Удивило, каким образом минимум людей при небольшом финансировании смогли на себе "вытянуть" огромный фестиваль. И сделать все - близко к идеалу.

Андрей Ярыгин

Честно сказать, именно в открытие "настоящей" биеннале как продолжения конкурсного первого Фестиваля молодых художников (по инициативе теперь уже "бывшего" Минкульта, он прошел в сентябре 2017 г. в киевском "Мистецькому Арсеналі") я совершенно не верила. Под "настоящей" я подразумеваю то, что форум должен быть масштабным, представительным, актуальным по тематике и наполнению. И, вдобавок, организованным "на уровне", а не с бору по сосенке и в случайных помещениях. Минкульт же как главный инициатор - означает бюджетное (проблемное) финансирование. И… возможно, неповоротливую чиновничью "систему". В общем, если мыслить логически, сочетание актуального искусства с отечественной бюрократией, скорее всего, должно было равняться… Понятно, что в Харьков я ехала со смешанными чувствами - и надеждой разве что на чудо.

Не поверите: оно случилось! Вторую (название - это реверанс в сторону предыдущего "киевского" конкурса 2017 г.) Биеннале молодого искусства, где участвуют проекты 55 художников в возрасте до
35 лет, безо всяких скидок можно назвать одним из главных, если не первым среди лучших, событием в сфере визуальных искусств Украины 2019-го. Масштабы и продуманность мероприятия тем более поражают, что весь прошедший год над организацией форума работала команда из десятка человек во главе с директором харьковской Муниципальной галереи Татьяной Тумасян. (Галерея стала официальной главной стороной "принимающей" фестиваль в Харькове.)

Андрей Ярыгин

Всего биеннале на тему "Кажется, я захожу в наш сад" пустило корни на 16 городских локациях. На конкурс было подано 390 заявок. В экспертный совет вошли Оксана Баршинова, Павел Гудимов, Влодко Кауфман, Павел Маков, Михаил Рашковецкий, Татьяна Тумасян и Олена Червоник. Форум состоялся при поддержке УКФ, Харьковской городской и областной рад, главными организационными партнерами стали PR-агентство Bagels&Letters и ЦСМ "ЕрмиловЦентр". Не обошлось и без участия UA:суспільне и ХНУ им. Каразина.

Кстати, "садовую" тематику кураторы Биеннале - харьковчанин Борис Филоненко, Анастасия Евсеева и Дарина Скрыннык-Мыська (Львов) - позаимствовали у модного нынче Зигмунда Баумана, сравнившего художника с садовником.

Каким образом считанным людям, одновременно "делавшим" выставки, каталоги, формировавшим программу, общавшимся с чиновниками и прессой, и т.д., и т.п., все же удалось запустить и наладить приличную работу огромной махины под названием "биеннале" - полная загадка. Но они же запустили и параллельную, а также образовательную (куратор - Катерина Филюк) и совершенно новую, такой не было в Киеве, детскую (куратор - студия Aza Nizi Maza, Харьков, под руководством Николая Коломийца) программы.

Андрей Ярыгин

Ближе к финалу, точнее, к открытию Биеннале, сам оргкомитет был предельно вымотан. Последние минуты перед официальным открытием на ступеньках знаменитого Госпрома, когда губернатор Харьковщины Юлия Светличная уже приехала, а кураторы в здании напротив все еще заканчивали монтировать "главную" выставку, показались почти осязаемо невыносимыми.

Но все успели доделать! И Биеннале открылась в срок, под неописуемый восторг собравшейся публики. В основном, торжествовали, конечно, студенты, благо, университет - тоже по соседству, на той же площади Свободы. Степень ажиотажа в рядах харьковских любителей совриска я сама оценила, ненароком слушая в толпе эмоциональные разговоры по мобильным: "Приезжай сюда немедленно! Тут - такое! И столько народу!"

Андрей Ярыгин

А открытие основной экспозиции в гостинице "Харьков" вообще ничем не отличалась от киевской биеннале в "Мистецькому Арсеналі" в 2012-м. Правда, для Харькова подобные многолюдные, шумные открытия выставок - непривычны. И эта, говорят, стала первой столь массовой.

Игорь Лептуга

Тут надо обязательно сказать про сам отель "Харьков", вместивший основную экспозицию. В центре города Киева тоже есть множество "исторических" зданий, заброшенных и готовых рассыпаться на части. Самым известным остается, пожалуй, Центральный гастроном на Крещатике. Он даже горел, но пепелище прикрыли тканью - строение так и стоит, продолжая разрушаться.

В Харькове же (где выставочные площадки практически отсутствуют, и над размещением биеннале оргкомитету пришлось сильно потрудиться) вместо декорирования руин, наоборот, решили привлечь внимание сразу всей страны к состоянию памятников архитектуры. Гостиница "Харьков" была построена в стиле конструктивизма в 1932–1936 гг. по проекту архитектора Яновицкого. В 1937 г. проект здания получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. Сегодня в одной его части работают разные учреждения. Другая, "старая", несмотря на то, что располагается она на самой площади Свободы, годами разрушалась. Опять же, харьковский отель можно сравнить с киевским Национальным центром Довженко, где "главное" здание хоть как-то поддерживали на плаву - а бывшая кинопроявочная фабрика превратилась в невообразимые руины и после "арт-интервенции" во время Гоголь-феста была продана на слом.

Андрей Ярыгин

Но у "Харькова" уже есть частный владелец. И это (с согласия владельца) прекрасное снаружи, но ужасное (хотя остатки лепнины на высоких потолках по-прежнему хороши) внутри здание превратилось - в довольно точный аналог "Мистецького Арсеналу".

Основной, конкурсный проект Биеннале занимает хорошо освещенные 2–3 этажа "старой" части гостиницы. Видно, что отборочная комиссия потрудилась на славу: все 45 работ разных авторов - по-своему достойны награды. Так, уже практически на самом входе на экспозицию своей зрелищностью впечатляет текстильная инсталляция "Фрагменты живых организмов". При помощи фрагментов тканей и заполненных соляным раствором аквариумов Василина Буряник обыгрывает знаменитых "заспиртованных акул" Херста, одновременно рассуждая на темы экологии, памяти, трансформации материала и т.д. Еще одна весьма запоминающаяся серия - проект художниц-графиков Анны Ходьковой и Кристины Ярош - написана в сквоте на киевской ул. Рейтарской, 8-б, когда активисты-художники протестовали против возможной постройки на месте старых зданий коммерческой "недвижимости". В своих диптихах художницы исследовали не жизнь застройщиков, а современный город как экосистему.

Андрей Ярыгин

Но, повторюсь, комплименты можно говорить большинству проектов конкурса. Поэтому их - и, главное, в контексте фантастических пространств "Харькова", не на словах, а на деле превращенного в "сад искусств", - лучше все же увидеть воочию. Тем более, как рассказала мне коллекционер Татьяна Гринева (семейная пара Татьяна и Борис Гриневы предоставили призовой фонд Биеннале - а сами впервые увидели экспозицию в вечер официального открытия), работы многих участников конкурса уже есть в их, одной из самых известных в стране, коллекции, как лучшие среди современных украинских авторов. Сами Гриневы в рамках параллельной программы Биеннале откроют персональную выставку Стаса Волязловского. В экспозицию, по словам пани Гриневой, войдут фото его авторства, практически неизвестные публике.

Игорь Лептуга

Харьковский "ЕрмиловЦентр", в вечер открытия фестиваля пригласивший на первую выставку "параллельной" программы, и своим наполнением, и количеством публики уже на следующий день напомнил PinchukArtCentre. Правда, увы, значительно меньшего размера. К старту Биеннале харьковчане успели выпустить бесплатный путеводитель по всем локациям и роскошный каталог. Поэтому зрители ходят по "Ермилову" (и "далее - везде") во всеоружии: понимают, на что смотрят, а также "что нам хотели сказать художники". А это - совсем уж редкое удовольствие даже для пресыщенного совриском Киева.

Виктор Высочин

Если резюмировать, то Харьков, "побежденный" совриском, прекрасен. Что касается уже новых возникших сомнений, мол, а пройдет ли следующая, третья по счету, "молодая" биеннале где-то еще в Украине, ведь и министр культуры уже не тот, что был, да и само министерство уже не совсем "культуры"?..

Виктор Высочин

Такого рода размышления не имеют смысла. Харьков рискнул совершить "прорыв" в современный мир с современным же искусством. И победил. Сверхусилиями энтузиастов "первая столица" стала, пусть на одну осень, первой в стране еще и по совриску. Город ХА и дальше может быть на "ты" с молодым искусством, не хуже, чем официальная украинская столица. Все, что требуется - немного прислушиваться к своим же профи-энтузиастам. А иногда - просто им не мешать.

* * *

Глава оргкомитета Второй Биеннале молодого искусства Татьяна Тумасян рассказала ZN.UA о подготовке и перипетиях столь значущего форума для Харькова.

- Есть ли шансы, что из гостиницы "Харьков" получится харьковский "Мистецький Арсенал"?

-Нет. В отличие от здания "Арсенала", это - частная собственность. Сейчас под выставочные площади нам отдали 2,5 тысячи квадратных метров. Сомневаюсь, что повторение возможно. Мы невыразимо благодарны Александру Саркисовичу Давтяну, владельцу всей гостиницы "Харьков" (а не только ее старого корпуса), за то, что пустил нас сюда на целых полгода, пока мы осваивали пространство, - и еще на полтора месяца работы выставки.

Игорь Лептуга

- Каких, в принципе, перемен к лучшему в "харьковской" ситуации с совриском вы ожидаете от Биеннале?

-Для меня уже было огромным и приятным сюрпризом - количество людей, пришедших на открытие выставок. Для этого мы и работали весь последний год, популяризируя совриск и будущую биеннале! А в целом… Вода камень точит! Во-первых, надеюсь, что своими выставками, при помощи всей неравнодушной Украины, включая, конечно же, прессу, мы сможем убедить харьковские власти, что место для совриска в современном Харькове - нужно! Для такого города, как Харьков, нынешних площадей катастрофически не хватает. Самый большой, "ЕрмиловЦентр", - до тысячи квадратных метров. Еще есть галереи - VOVATANYA, Come in. Нам просто необходимо выставочное пространство!

Кроме того, Биеннале - это не только выставки. У нас - 51 событие. Четыре программы: параллельная, образовательная, детская, основная. Я очень надеюсь, все это еще больше привлечет нашу общественность к современному искусству.

Игорь Лептуга

Если о Минкульте, то при всех своих недостатках они все-таки выделили на нашу Биеннале средств в два раза больше по сравнению с предыдущей. Причем бывшее руководство запустило это событие в 2017 году как регулярное, общенациональное.

Ну и, наконец, с нашим ограниченным бюджетом, пусть малыми силами, мы все равно надеемся "запустить" новые туристические потоки в Харьков. Говорю пока, в основном, о внутреннем туризме. У нас есть на что посмотреть. Так что - приезжайте!

- Последний блиц-вопрос - по увиденным проектам. Почему Харьков предпочел "нейтральное" современное искусство - актуальному?

-Что вы имеете в виду?

- Харьков - в 250 километрах от линии фронта. В стране - полно нерешенных социальных проблем. А у вас - экология, ботаника, цветочки...

-"Цветочки" - это очень хорошо, когда люди живут в стрессе, среди агрессии! Во времена перемен именно "садоводство", уход за садом собственной души способно удержать от крайнего шага… Одна из важнейших функций искусства - будить мысль. К ней мы и обращаемся, пытаемся философски осмыслить то, что происходит с каждым из нас, со страной и с человечеством в целом. Разве это - не актуально?..