Как уже сообщало «ЗН», в Киеве прошли Дни турецкого кино. Мы побеседовали с двумя посетившими нашу столицу турецкими кинематографистами — знаменитой актрисой Гуйей Кочиит, в активе которой более 200 киноролей и множество национальных и международных наград, и молодым кинорежиссером Семиром Асланюреком.
— Госпожа Кочиит, вы дебютировали в кино в 15-летнем возрасте, снявшись в картине «Лето без воды», которая стала призером Берлинского кинофестиваля. Как отнеслись ваши родители к столь ранней карьере дочери?
— Положительно. Не имея профессионального отношения к искусству (отец — бизнесмен, а мама — домохозяйка), они поддержали мои творческие наклонности, обнаружившиеся в семилетнем возрасте, и отправили учиться на хореографическое отделение консерватории в Анкаре. Впоследствии я окончила актерский факультет этой же консерватории.
— Каковы особенности турецкой актерской школы?
— У нас существует два метода обучения — по системе Станиславского (первые уроки нам давали русские и германские кинематографисты) и по турецкой системе: это когда актеры собираются вместе и импровизируют, не имея никакого текста и распределения по ролям. Главная тема турецкого кино — и это его основное отличие — наша социальная жизнь. Мы показываем традиции и обряды, систему человеческих взаимоотношений, стараясь прежде всего передать наше национальное «Я». Поэтому турецкое кино смотрят с интересом в других странах — там знакомятся с нами.
— Много ли в Турции женщин-режиссеров и как часто в кино поднимается женская тема?
— До кризиса, наступившего в нашем кино на рубеже 1980—90-х годов, женщин-режиссеров было очень много, и они пользовались успехом. Сегодня их меньше, но учатся новые. Что касается женской темы, то, вопреки западному представлению о том, что на Востоке женщина — существо, скажем так, вторичное, турецкий кинематограф уделяет женщине и ее роли в обществе больше внимания, чем кино других стран. Сегодня наш кинематограф начинает переживать возрождение после кризиса. Его основными причинами были: появление видео и голливудской видеопродукции; социальная нестабильность и терроризм; последовавшая за этим дороговизна жизни. Люди в ту пору боялись окружающего мира и им было не до искусства. Тогда выходило по 5—6 фильмов в год, а до кризиса — 350—400 ежегодно. Но, несмотря на то что фильмов выпускалось мало, люди, занимавшиеся кино, старались открывать побольше школ, воспитывая новых актеров и режиссеров. Сегодня это поколение начинает свою деятельность, причем очень активно. За время застоя турки утратили интерес к своему кино, поэтому процесс его возрождения происходит довольно медленно. Мощным толчком для развития кино служит телевизионная раскрутка турецких театральных и киноактеров — этим занимаются десятки телеканалов. У нас появились новые кинотехнологии, развита реклама, пошли большие финансовые инвестиции — в основном частные. Государство практически не выделяет денег, но оно помогает нам в организации фестивалей и зарубежных недель национального кино.
— Какие характеры и судьбы вам чаще всего предлагают играть?
— В начале своей карьеры я была хрупкой и нежной девушкой, потому мне доверяли образы миленьких героинь, постоянно делающих добро и нуждающихся в защите, поскольку их обижают. Со временем я больше узнала наше общество, проблемы, влияющие на жизнь и формирование турецкой женщины. Я поняла, что у женщин больше сложностей, они больше нуждаются в защите. Поэтому стала играть характеры, в которых отражались эти проблемы, старалась в своих работах уделять повышенное внимание к роли женщины в обществе, стремилась с экрана отстаивать ее права. Именно такие роли принесли мне славу и множество наград.
— Каковы особенности проблем турецкой женщины?
— Вообще-то проблемы женщин разных стран очень схожи, но турецкой особенностью является то, что женщина, имеющая сына и дочь, больше внимания уделяет воспитанию и благополучию сына, поскольку он — будущий кормилец семьи. Воспитание и образование девочки как бы уходило на второй план. В итоге она вырастала женщиной, которая не умеет следить за собой, за своим здоровьем и не в состоянии должным образом воспитать своих детей. В моих киноработах звучала тема воспитания и образования женщин, ведь они — матери новых граждан нашей страны. Не думайте, что это общая ситуация — она характерна для сельской местности и восточной Турции. В основной своей массе турецкие женщины образованны, а история нашей страны знает женщину-премьер-министра.
— И вы уверены, что женщины необразованные будут смотреть ваши фильмы?
— Представьте себе, что именно сельские жительницы больше ходят в кино и смотрят телевизор, поскольку это их единственное развлечение.
Семир Асланюрек — один из совладельцев трех крупнейших продюсерских компаний Турции. До того, как прийти в игровое кино, создал около 600 рекламных роликов.
— Расскажите об источниках финансирования фильмов, которые производят ваши компании.
— Уже 20 лет Турция является членом «Евримажа». Этот международный фонд обеспечивает 30% финансирования наших фильмов, остальное — частные инвестиции. У нас принята такая система: если вы находите 50% финансирования бюджета фильма, другие 50% берете в долг, который возвращаете с прокатных сборов. Деньги в долг даются после того, как специалисты подсчитают, насколько успешным может оказаться ваш фильм. И в 90 случаях из 100 их расчеты оказываются верными. Турция часто работает в копродукции с Германией, Грецией, Венгрией, Францией. Но самый большой прокатный сбор турецкие фильмы получают на внутреннем рынке — в последнее время турки стали интересоваться своим кино.
— Насколько сильно влияние европейских режиссеров на турецких кинематографистов?
— Невозможно удержаться на рынке, если не знаешь, что происходит в мировом кинопроцессе. Поэтому прежде чем приступить к съемкам собственных картин, я смотрю работы ведущих мировых режиссеров. Тарковский, Феллини, Терри Гильом и аргентинец Соланос — постановщики, которых я очень уважаю. Я им не подражаю, но они влияют на меня, я использую особенности их кинематографа. И это достойные образцы, с их помощью можно делать прекрасные национальные фильмы. Ведь американская продукция до такой степени установила моду в кино, что многим туркам свои фильмы кажутся странными и даже чужими.
— Вы что-то знаете об украинском кино?
— Я знаю только одного режиссера — Виктора Греся. Его фильм «Янки при дворе короля Артура» смотрел несколько раз. И каждый раз не могу сдержать своего восхищения — столь сильное впечатление производит на меня эта картина.