UA / RU
Поддержать ZN.ua

Церковь Спаса на Берестове: продолжение сюжета длиной в тысячу лет

Одним из древнейших уникальных памятников Украины домонгольского периода является церковь Спаса на Берестове, вокруг которой в последнее время ведется множество споров в СМИ (и не только)...

Автор: Марина Вовнякова

Одним из древнейших уникальных памятников Украины домонгольского периода является церковь Спаса на Берестове, вокруг которой в последнее время ведется множество споров в СМИ (и не только). Еще в сентябре нынешнего года Министерство культуры и туризма Украины направило письмо настоятелю монастыря Киево-Печерской лавры, в котором речь шла о передаче церкви Спаса на Берестове в пользование УПЦ.

«ЗН» обратилось к главному архитектору Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника Татьяне КУЛИК, чтобы узнать о нынешнем состоянии церкви и понять, чем аргументируют работники заповедника свое недовольство по поводу возможной передачи этого объекта.

«Есть лишь намерения сторон, а вот конфликта нет»

— Церковь Спаса на Берестове — памятник архитектуры национального значения. Ее охранительный номер — 2. Под № 1 выступает София Киевская. То есть сам охранительный номер весьма красноречиво говорит о том, какое значение имеет этот памятник в нашей культуре, если идет сразу же после Софии Киевской. Вместе с ансамблем сооружений Киево-Печерской лавры церковь Спаса на Берестове вошла в перечень памятников, находящихся под охраной ЮНЕСКО. Я так говорю, поскольку церковь никогда не входила в состав Киево-Печерской лавры, она существовала отдельно.

— А сейчас помещение церкви как-то используют?

— Оно законсервировано. Планируется провести ремонтно-реставрационные работы, но к этому нужно очень взвешенно подходить. Ведь памятник имеет тысячелетнюю историю. Поэтому мы не можем просто так, без серьезных исследований, без утверждения документации, без одобрения на всех уровнях начать реставрационные работы.

У нас на этом объекте управление по вопросам охраны культурного наследия Киевской городской райгосадминистрации отрабатывало программу из Фонда Гетти. И были проведены серьезные научные исследования. В 2003 году состоялась вторая международная конференция, на которой в общем были утверждены материалы и направления дальнейшей работы. По результатам этой конференции провели первоочередные противоаварийные работы. В конце 2004 года мы заказали первую очередь научно-проектной документации по консервации и реставрации церкви Спаса на Берестове. К сожалению, финансирования так и не дождались.

— Всем известно, что в церкви сохранились бесценные росписи. а что еще сохранилось с того времени? На что необходимо в первую очередь обратить внимание?

— Церковь Спаса на Берестове относится к немногим памятникам эпохи Киевской Руси, дошед­шим до нашего времени, хотя и в значительно измененном виде. Построена (по имеющимся материалам археологических исследо­ваний) в 1113—1125 гг. на средства князя Владимира Моно­маха, который намеревался устроить в ней семейную усыпальницу на территории, где находился княжеский дворец и Спасский монастырь, впервые упоминающийся в летописях от 1072 г.

Западная стена нартекса XII ст.
До наших времен церковь Спаса на Берестове сохранилась в виде трех разновременных объемов. Древнейшее ядро ХІІ в. является нартексом древнерусского сооружения, кладка которого выполнена способом «утопленных рядов». В ХVІІ в. митрополит Петр Могила во время реставрации (в определенном смысле) заботливо сохранил остатки церкви ХІІ в., пристроив с восто­ка три апсиды, а с запада — небольшой притвор. В конце ХVІІІ в. церковь имела уже пять башен, которые перекрывали центральную часть, притвор, главную апсиду и выступы трансепта (бывшего нартекса), что образовало оригинальный массивный силуэт навершия церкви, которое дополняет легкий рисунок второго яруса колокольни.

Большую историческую, художественную и научную ценность представляет монументальная живопись как памятник ХІ—ХVІІ вв. В росписи церкви в ХVІІ в. по приглашению П.Мо­гилы участвовали греческие мастера.

В 1970 г. во время работ по укреплению штукатурки под масляными росписями ХVІІ в. случайно были обнаружены первоначальные фрески. Сохранились они благодаря тому, что их забелили в то время, когда уцелевший нартекс разрушенной церкви использовали как часовню. Найденные фрески выполнены в период Киевской Руси.

Исследования показали наличие фресок ХІІ в. и в других частях нартекса, но ученые после обсуждения на конференции приняли решение, учитывая ценность монументальной живописи ХVІІ в., их не раскрывать.

То есть церковь Спаса на Берестове требует дальнейших научных исследований. На сегодняшний день нужно выполнить ряд мероприятий, которые бы сделали невозможной потерю аутентичности.

— А когда же начнутся какие-то работы? Когда вы планируете все привести в порядок?

— Сейчас проведены лишь первоочередные противоаварийные работы, обработаны деревянные конструкции кровли для защиты от пожаров, выполнены археологические исследования в интерьерах храма, гидроизоляционные работы, отремонтирована кры­ша. Можно сказать, что прове­дена незначительная работа, которая дала довольно значительный результат. Комплексные ремонтно-реставрационные работы можно будет начать только после разработки и утверждения проектной документации, при условии воз­обновления финансирования. Если нам выделят в следующем году средства, то мы сможем сделать рабочие чертежи по разработанным проектным предложениям.

Первая очередь проекта подготовлена. В проекте запланированы: реставрация живописи, установка вентиляции, разработка интерьерного оборудования в византийском стиле. В нынешнем году мы провели межведомственное совещание относительно археологических находок, поскольку были обнаружены несколько погребений, датируемых ХІ—ХІІ вв. Мы поставили вопрос о том, включить эти саркофаги в проектно-реставрационные работы или вернуть на то место, где они были найдены, или сделать какую-то отдельную усыпальницу, чтобы их там хранить. То есть нужно решить вопрос сохранения найденных останков. Мы создали межведомственную комиссию, которая будет изучать находки, поскольку это вопросы очень деликатные и серьезные. В комиссию входят ученые НАНУ и Института археологии, в том числе работники заповедника.

— Какими могут быть последствия передачи храма монастырю? Почему работники заповедника против этого?

— Прежде всего — эксплуатация. На наш взгляд, в этом храме богослужения должны проводиться в ограниченных количествах, при наличии такой ценной живописи постоянные богослужения здесь просто недопустимы. И есть масса примеров, когда памятники национального значения не передавали в пользование церкви.

Какое-то время в церкви Спаса на Берестове религиозная община проводила богослужения. Сотрудники заповедника неоднократно обращались к тогдашнему настоятелю с жалобами по поводу неправильного обращения с памятником. Были сделаны отверстия в живописи ХVІІІ в., появилась копоть, повысилась влажность и т.п. Церковь должна использоваться как музей. А богослужения следует проводить в ограниченных количествах.

— С каких пор продолжается конфликт между заповедником и монастырем за церковь?

— Это не конфликт. Есть намерения одной и другой сторон, а конфликта нет. В 1988 году была восстановлена деятельность Свято-Успенской Киево-Печерской лавры и были предоставлены в бессрочное бесплатное пользование часть зданий и сооружений Нижней лавры. Но монастырь считает, что им должны вернуть не только часть, которой они сейчас пользуются, но и остальное. На этом они настаивают и до сих пор. Позиция заповедника обоснована положением о его деятельности, уставом, определенными законодательными актами. Дирекция заповедника вообще не имеет права что-то передавать, поскольку это коммунальная собственность города Киева. Конфликтный вопрос — значительно шире. Его можно сформулировать так: что должно быть на территории лавры — заповедник или монастырь? Это социальный вопрос, который возник не в прошлом году и не в 88-м, когда воссоздали монастырь, а почти 100 лет назад, в 1917 году, и требует решения на самом высоком уровне. Существует немало примеров: революция во Франции, да и в других странах мира, после чего часть памятников возвращалась, часть — оставалась в собственности государства.

— С точки зрения заповедника, на каких условиях возможна передача церкви монастырю?

— На наш взгляд, нужно утвердить на уровне правительства или законодательном концепцию развития заповедника и его охранной зоны, в которой были бы четко расставлены акценты, проведено функциональное зонирование территории. Это один из немногих случаев, когда не нужно передавать. Еще одно хочу сказать: церковь никогда не относилась к Киево-Печерской лавре. Если говорить о других объектах, то там возможна передача при условии, что будут согласованы определенные пункты, как, например, использование в определенное время и тому подобное. Но это не означает, что в церкви Спаса на Берестове не должно быть богослужений, поэтому мы заказали в проекте алтарную часть и все необходимое для службы. Так, как в Софии Киевской, там богослужения будут проводиться в дни определенных исторических событий или больших праздников. На таких условиях, считаю, нужно церковь возрождать.

«Мы хотим, чтобы там была молитва»

Итак, что касается музейных работников — картина вырисовалась... Сейчас интересует лишь одно: какие гарантии сохранения этого памятника предоставляет УПЦ? И как она их будет выполнять? С этими вопросами «ЗН» обратилось к архиепископу Вышгородскому Павлу, наместнику Киево-Печерской лавры.

— Гарантия у нас одна — сохранить все то, что было! У нас есть «Укрреставрация», Институт архитектуры и строительства... Мы хотим, чтобы храм сохранился таким, какой есть. Хотим, чтобы там была молитва, чтобы он стоял еще тысячу лет.

Также владыка утверждает, что смог бы найти спонсоров и восстановить храм быстрее, чем это сделает заповедник.

Еще 11 октября на имя прези­дента Украины Виктора Ющен­ко было направлено открытое письмо, в котором от лица дирекции заповедника, академиков, ученых, искусствоведов, культурных деятелей высказывалась просьба оставить церковь Спаса на Берестове в составе Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника.

После чего на сайте Ми­нис­терства культуры и туризма появилось сообщение «об отзыве письма в Киевский городской совет от 7 сентября 2007 г. (№820/22/15-07) относительно передачи в пользование Украин­ской Православной Церкви храма Спаса на Берестове, являющегося объектом Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника, в связи с многочисленными обращениями общественности, а также тем, что вопрос передачи этого историко-архитектурного памятника требует детального анализа и дополнительной проработки с привлечением специалистов научно-исследовательских учреждений, специализирующихся на изучении этой проблематики, в частности Института истории и Института археологии Национальной академии наук Украины, Научно-исследовательского института памятникоохранных исследований и других». Итак, пока что ничья.