UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЦЕНТР ТЕАТРАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Многообразная деятельность Киево-Могилянской академии в жизни нового поколения украинской инте...

Автор: Наталия Ермакова

Многообразная деятельность Киево-Могилянской академии в жизни нового поколения украинской интеллигенции резонирует не только в сфере обучения, но и особого типа культуры, вполне соотносимого с той, которой живет студенческая молодежь на Западе, в университетских центрах с богатой многовековой историей. Фактически в Киеве не только сложилась, но и достаточно бурно развивается подлинно современная молодежная субкультура, в которой немаловажная роль принадлежит театру. Собственно театр на территории Киево-Могилянской академии представлен целым конгломератом различных художественных организмов. Они взаимодействуют, развиваются, распространяют свое влияние за пределы Киева, инициируют выставки, конкурсы, разнообразную художественно-образовательную деятельность. Есть все основания предположить, что здесь зреет некий прообраз альтернативного художественного образования, опирающегося и на собственный творческий поиск, и на опыт, давно существующий во многих гуманитарных университетах мира.

В Киево-Могилянской академии такого рода работа сконцентрирована в деятельности Центра театральных исследований (руководитель — Анатолий Петров), образуемого профессиональным Киевским Экспериментальным театром-студией и аматорским «LUDUS». Оба они широко известны, отмечены премиями фестивалей в Украине и за ее пределами. Спектакли КЭТа «Выстрел в осеннем саду», «В ожидании Годо», «Амфитрион», «Лысая певица» не нуждаются в особой рекламе. Студенческий «LUDUS» вполне может конкурировать своей «Картотекой» с любительскими сценическими опытами европейских сверстников. Но, пожалуй, оба эти театра не найдут себе достойных соперников, если речь пойдет о вполне новаторских попытках создания особого типа Театра улицы. Его эстетическая модель опирается на технологически очень сложный прием, лишь изредка встречающийся в практике театра. Это ходули — атрибут редкий и художественно выразительный, в деятельности КЕТа и «LUDUS», выступающий как опыт развития богатейших традиций народной демократической театральной культуры. На территории Киево-Могилянской академии подобные попытки имеют особенное значение. Здесь уместно и естественно синтезируются, к примеру, культура балагана и утонченное искусство Параджанова, объединенные в спектакле, посвященном столетию великого режиссера. Столь же органично звучит поставленный Валерием Бильченко «Сокол» Бортнянского, при том, что и самые молодые зрители— дети, играя с актерами в «компьютерную сказку», учатся входить не только в технологически, но и культурно иную реальность.

Диапазон, в котором стремится работать Центр театральных исследований, говорит о попытке продуцировать не просто спектакль, но иную культуру. Свидетельством столь серьезной амбиции являются попытки развивать театральные технологии: к проведению театральных практикумов, мастер-классов привлекаются зарубежные и отечественные театральные педагоги. Примечательно, что все очевиднее становятся и попытки развивать деятельность не только вглубь, но и вширь. И речь не идет о зарубежных гастролях и фестивалях. Центр последовательно и упорно пытается познакомить со своим творчеством, новыми принципами работы молодежь Днепропетровска, Херсона, Николаева, Ялты, Керчи, Южноукраинска, Острога, Косова.

Первые пять лет работы ЦТИ сегодня представляются неплохой стартовой площадкой для опытов создания культуры, программно интегрирующейся в европейское пространство.