UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТРУДНО ПРЕДСТАВИТЬ КИНОЖИЗНЬ БЕЗ КИНОТАВРА

Михаил Мишин - писатель и сценарист, талантливый и обаятельный человек - это знают многие. Но вот, что он был одним из участников застолья, где родилась идея Кинотавра, знают не все...

Автор: Светлана Короткова

Михаил Мишин - писатель и сценарист, талантливый и обаятельный человек - это знают многие. Но вот, что он был одним из участников застолья, где родилась идея Кинотавра, знают не все. И еще много чего все не знают, но сегодня есть возможность познакомиться поближе.

- Кино, литература и многое другое, что так согревало нашу жизнь, отодвинуто бурными политразборками на задворки, чем же писатель Михаил Мишин «цепляет» сегодня читателя, зрителя, слушателя?

- На самом деле ничего на задний план не отошло. Все существует, занимает свои места в жизни каждого. Не буду брать на себя несвойственные мне функции, не могу говорить обо всех и о жанре, могу о себе. Я живой человек, меняюсь, что-то больше интересует, что-то перестает интересовать. Что-то стало делать легче, что-то много трудней. Меньше пишу коротких вещей, почти не пишу рассказов, в последнее время много занимаюсь переводами пьес - киевлянам мои переводы известны по антрепризе Михаила Казакова. Есть какие-то сценарные работы на ТВ, но о них не хочется говорить, потому что они связаны не только со мной, но и с поиском денег. Это уже другая головная боль, она у всех, не хочу тиражировать вопли и стоны.

- Миша, раньше свобода творчества сковывалась цензурой, сейчас - материальными возможностями или - невозможностями, это тоже компромисс, как выходить из него?

- Нет никаких рецептов, я - человек случайного заработка, но до сих пор не заработал ни копейки никаким иным трудом, чем литературный. Хорошо делаю или плохо, не об этом речь, хотя во многих аспектах сейчас, конечно, сложнее.

- С одной стороны, есть известные 36 сюжетов, с другой - за свою историю человечество заполнило полки библиотек гениальными книгами, не страшно садиться за стол?

- То, чем ты занимаешься, - крохотная частичка процесса, ты - капля в потоке. Кто-то очень хорошо сказал, что горный хребет не может состоять из одних вершин. Нужно относиться к себе спокойно, а не смотреть на корешки книг. Полагаю, это все придумано. Зачем в жизни превосходить кого-то? Надо пытаться самореализоваться - и это-то не всегда удается. Конечно, соревнование - стимул, но страдать лишь оттого, что неправильно понимаешь свою роль на свете?!

- Как изначально была определена эта роль?

- Если в человеке заложено что-то в определенном количестве - это дает о себе знать. Работал по специальности, инженером, в конце института стал писать, потом надо было выбирать, выбрал то, что больше мое. Не жалею об этом, дальше, как говорят пошляки, надо спрашивать у читателя.

- Подрастает дочка, скоро читать начнет, что бы ей дать почитать из Мишина?

- А ничего не дал бы - на этот счет никаких иллюзий нет у меня. Они не будут столько читать, как предыдущие поколения, не вижу в этом большой трагедии - другое время. У нас, прошлых, не было телевизоров, видеомагнитофонов, компьютеров - это новая реальность, которая вытесняет и заменяет книгу. Если моя дочь будет разумным человеком, то читать будет, надеюсь, более глубокие книги, чем мои. Не важно, как она будет к этому относиться, пусть будет гармоничная, а значит - счастливая, это главное. Не думаю, что моя писанина как-то осветит ей путь, но если что-то понравится - слава Богу! Старшему сыну иногда было смешно, а повлияло ли это на него, как сосчитать? Нет, иллюзий нет!

- Вы - постоянный участник Кинотавра, но если говорить о кино, которое мечтает делать Марк Рудинштейн, что хотелось бы написать?

- Действительно, я один из тех, кто поддерживал Марка и помогал ему. А Кинотавр - один из мощных институтов культуры, который возник и не развалился, без него трудно себе представить киножизнь. До тех пор, пока в этой орбите меня будут считать своим, буду радоваться. Организационная машина Кинотавра, созданная Рудинштейном, ровно и слаженно работает, он уже как бы и не нужен здесь для ежедневного надсмотра. Поэтому ему хотелось бы заняться настоящим кинопроцессом, иметь на это возможность и деньги, инвестировать и продюсировать, снимать и сниматься - это уж дело хозяйское. Кстати, он любит себя на сцене, а это приятное человеческое качество. Что касается моей работы в кино, то киношником себя не считаю, хотя некоторый опыт писания сценариев, в соавторстве и без, есть. К сожалению, то хорошее, что было написано, не было реализовано, а что реализовано, не считаю особенными победами. Был фильм по моим рассказам, даже получил какие-то премии, есть несколько музыкальных картин, которыми когда-то был увлечен. Не могу сказать, что сейчас сел бы и написал сценарий на какую-то тему, не готов. Был бы готов - написал бы, так что это все пока из области «мечт».

- Вы из тех, кто пишет, чтобы немедленно опубликовать, поставить, снять или работаете в стол?

- Мне нравятся мистические разговоры о призвании, но я зарабатываю этим на жизнь. Хотелось бы делать это хорошо. Во всяком случае, халтурить не умею.

- Не люблю говорить о политике, но в прошлом году Кинотавр впервые выступил под знаменем Ельцина, ваше отношение к политическим играм и пристрастиям?

- В прошлом году я тоже пару раз ездил и выступал за Ельцина, хотя до этого никогда ни за кого не выступал. Этот человек не вызывал у меня ни эйфории, ни восторга, но я искренно считал, что на тот момент это был лучший выход. Такие вещи каждый решает сам для себя и про себя. К этому надо относиться деликатно: можно не разделять чьи-то взгляды, не голосовать в унисон, но мы слишком многим перестали подавать руку из-за того, что они думают иначе.

- Время от времени все мы подводим промежуточные итоги: получилось - не получилось, состоялся, реализовался, а как у вас?

- Сложно, не хочется говорить об этом всуе. Часто бывает, когда не я управляю жизнью, а жизнь мною. Мало кто сделал все, что хотел, нет у меня пока в этой жизни покоя.

- Миша, были в жизни моменты, когда сам резко менял свою судьбу?

- Были: уходил из профессии, бросал надежные заработки во имя сомнительных будущих возможностей, уходил из семьи, но никогда не взрывал жизнь других людей.

- Банальный вопрос - у нас очень сложная страна, почему вы здесь, ведь знаю, была возможность уехать?

- Не менее банальный ответ - она моя. Мне там везде кисло. Я там был и мне там нравится: тепло, чисто и все такое. Все равно, идешь по пути наибольшего внутреннего комфорта. Ведь там рвется огромное количество внутренних связей, о которых здесь как бы и не подозреваешь. И потом, не могу там заниматься тем трудом, которым занимаюсь здесь, - это бессмыслица. Не осуждаю ни одного человека, который решил иначе, каждый решает сам за себя и я уважаю это решение.

- Каким глаголом, если быть лаконичным, можно определить жизненные приоритеты?

- Надо жить-поживать. Четко понимая, что в жизни мало чего осталось, что было в первый раз, надо но потерять вкус к жизни, постараться исправить ошибки, хотя это почти невозможно - так уж получается, что мы постоянно наступаем на свои же грабли.

До встречи, фестиваль!

Сладкой музыкой звучали для любителей кино имена участников кинотаврского десанта, привезенного Марком Рудинштейном в Украину на Дни Кинотавра. Два дня на сцене Дворца «Украина» светился экран, излучая ностальгическое тепло отрывками из любимых фильмов разных лет, а потом на сцену выходили, сменяя друг друга, нежная Зинаида Кириенко, строгая Римма Маркова, элегантный Аркадий Арканов, к тому же - поющий, с удовольствием окунувшийся в родную атмосферу Станислав Говорухин, забывший на время о политике. Татьяна Догилева вела концерт и читала монолог, Панкратов-Черный рассказывал байки, прелестная Наталья Варлей вместе с залом пела песни из своих картин. Аркадий Инин, у которого 3 мая был день рождения, показывал свои неповторимые капустники. Перечислить всех и все, что происходило, - занятие малопочтенное: сколь ни тверди «халва», сладко во рту не станет. Скажу лишь: жаль, что вас не было с нами! Думаю, это ваши места пустовали в зале, проведение финала длинных выходных в деревне, на даче или в бессильной лежке у телевизора - ваш выбор. Те же, кто пришел на свидание с кино, был вполне удовлетворён, в финале каждого вечера было показано по новой картине «Мужчина для молодой женщины» и «Не валяй дурака».

За кулисами царила накаленная до предела рабочая атмосфера. Количество журналистов с лихвой перекрывало количество участников. Представители электронной и печатной прессы надолго пролонгируют возможность общения публики с ее любимцами. Так что слухи о безвременной кончине интереса к кино, хоть и небезосновательны, но сильно преувеличены.

Киеву и его обитателям сделан царский подарок совместного производства: Кинотавр - Таврийские игры - АО «Куреневский парк» - ВА-Банк. После концертов артисты и другие участники кинотаврских дней отдыхали в уютных клубах «Динамо-люкс» и «Голливуд», где веселились, как дети.

Президент фестиваля «Таврийские игры» сказал, что подписан протокол о ежегодном совместном проведении Дней Кинотавра в Украине в ноябре. «Мы должны работать на то, чтобы кино не потерялось. 3 июня в Сочи «Таврийские игры» будут приветствовать Кинотавр в день его открытия, а ровно через месяц - 3 июля, кинотаврцы покажут свою программу участникам и гостям «Таврийских игр», - сказал Баграев. - Конечно, для меня приоритетом остаются «Таврийские игры», уже шестые в этом году. А проект с Кинотавром - это отдельный проект, посвященный кино и во имя кино. Верю, что век кино одним веком не ограничится».

В ноябре мы встретимся снова и, думаю, что именно желание видеться и видеть постепенно вернет на экраны наше кино и наших любимых актеров, режиссеров, сценаристов, операторов, художников и всех, кто умеет делать хорошее кино. Плохо от этого никому не станет...