В Украине не так много профессиональных малых инструментальных ансамблей. И если симфоническая и сольная музыка для нашей сцены — явление распространенное, то отечественные камерные оркестры немногочисленны, а высококачественных небольших коллективов еще меньше. И хотя предмет «камерный ансамбль» — обязательная составляющая образования профессионала-инструменталиста еще со школьной скамьи и музучилища, хороших концертирующих ансамблей у нас мало. В отличие от западного концертного мира, где камерное музицирование — один из ведущих филармонических жанров. Поэтому гастроли в Киеве, Харькове, Львове и Одессе немецкого квартета духовых инструментов Fun Horns стало приятной неожиданностью этих консерваторских городов. В Киеве, например, музыканты провели не только выступление в переполненном до краев Доме ученых, но и мастер-класс для студентов-глиэровцев джазового факультета.
Квартет возник в 1986 году в Восточном Берлине. Через два года о нем широко узнали на фестивале «Джазовая сцена Берлина’88», с того времени буквально посыпались приглашения выступить и в других странах. В Киев квартет приехал по приглашению Гете-института — немецкого культурного центра, концерты которого, как правило, радуют публику бесплатно. А радости слушатели испытали немало. Во-первых, началось выступление почти точно в семь вечера, с немецкой пунктуальностью, от чего большие залы и более «раскрученные» исполнители нас, увы, совсем отучили. А потом новые удовольствия сменяли предыдущие…
В составе ансамбля играют сопрано- и альт-саксофонист Фолькер Шлётт, тенор-саксофонист и бас-кларнетист Фальк Брайткройц, трубач и флюгергорнист Райнер Бреннеке и тромбонист Йорг Гуке. Композиции у них, как правило, авторские, собственные. Стиль группы ближе к новой импровизационной музыке, чем к джазу. Хотя его элементы в интересных, хорошо развитых пьесах немецких мастеров присутствуют. Особое удовольствие всем доставила идеальная интонационная чистота каждого инструмента. И это дало возможность присутствовавшим в зале радоваться комфорту и групповой гармонии, в которых слух пребывал на протяжении полутора часов. Короткая первая композиция ввела публику в мир, о котором немецкие артисты говорят: «Мы стремимся объединить четыре разные представления о музыкальной концепции и четырех равноправных музыкантов». Дальше — пьеса Moonwaltz. Сначала из хорошо подготовленного «стеба» постепенно возникает простая ясная тема у тенор-саксофона. Она по очереди переходит от одного солирующего инструмента к другому: трубе, альт-саксу. При этом все остальные подстилают-поддерживают мягкую и одновременно надежно-твердую звуковую аккордовую «подушку»…
Продолжает композицию квартет в осовремененной традиции классического диксиленда, когда полифонические линии, мелодические переплетения всех голосов звучат прозрачно, и следить за ними просто и приятно в силу их ясности. В репризе — возврат к гомофонно-аккордовой фактуре. Все затухает, и только на фоне тихих вздохов долетает начальная мелодия саксофона. Зал взрывается!!! Третья пьеса Noemi (ее сочинил трубач группы Райнер Бреннеке) начинается очень певучим мягким звучанием тромбона — этого
нередко малоподвижного и чаще аккомпанирующего инструмента. Не скрою, увлекательно и непривычно слушать камерную чисто духовую музыку такого высокого качества. В интонациях Йорга Гуке очень тонко мелькают очертания знаменитой Summertime.
В четвертом номере — ясная приветливая позитивная и очень современная энергетика как-то естественно просто наслоена на немецко-барочную основу. Все очень изысканно динамически, ритмически, тембрально. И по содержанию небанально, мило, изобретательно…
Впечатления от постоянных поездок — пьеса ICE-Train — сценка в вагоне, идущем по транссибирскому маршруту. Так объяснил ее содержание немного говорящий по-русски автор большинства композиций альт-саксофонист Фолькер Шлётт. На фоне аккордов — тема у трубы. И… отличные паузы. Умеют немецкие духовики помолчать в нужное время и в нужном месте.
Зал отлично воспринял даже едва уловимый комизм музыкальной сцены. А уж когда артисты умело звукоизобразили то ускорение, то замедление движения, прогулки по перрону и споры супругов в соседнем купе — зал хохотал. Все звучит изобретательно, артистично, интересно. Да и сценическая раскованность, уходы на задний план и вообще со сцены, раскрепощенные веселые возвращения, отличный контакт с залом и полное взаимопонимание, а главное — исполнительская и сценическая культура доставляют удовольствие и выступающим, и слушателям.
Затем композиция, сочетающая черты барочности и битловой баллады (рок-интонации времен юности артистов как-то незаметно постоянно вплетались в их музыкальный венок). Прозвучали и латиноамериканизированные знойно-танцевальные композиции, в которых Fun Horns даже приплясывали в парном танго, выстраивая образ.
В пьесе-реминисценции на баховскую двухголосную ре-минорную инвенцию старинный дух некоторое время лишь едва витал в пространстве над полифонизированной звуковой тканью. Бас-кларнет перекликался с трубой, тромбоном. Тема возникла лишь в конце. Ее очень «органично» (и почему-то в той же тональности) дополняли возникавшие в разных углах небольшого зала сигналы sms’ок.
Последняя композиция называлась Drunken Horns — «Пьяные трубы» — на первый взгляд незатейливая пьеса. В начале Фальк Брайткройц берет деревянную сопилку и играет простой наигрыш. Остальные ритмизуют его постукиванием в мундштуки
и по клапанам своих инструментов. Постепенно мелодия приобретает джазированные интонации и ритмические контуры. Вступает поддающий жару отрывистый аккордовый аккомпанемент.
На спокойную ясную фактуру наслаиваются соло альт-саксофона и «вышивка» овевающего его узорами тромбона. Несколько свежих тональных сдвигов, ритм упрощается, и музыканты свингуют весело, оптимистично.
Общее впечатление — талантливо, находчиво, умно, живо, культурно. Что ж, будем ждать новых встреч.