UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТРОЕ В ДЖАЗЕ, НЕ СЧИТАЯ АЛЬПИЙСКОГО РОГА

Для тех, кто соблазнился первыми двумя словами названия нового детища Аркадия Шилклопера, главног...

Автор: Ольга Мень

Для тех, кто соблазнился первыми двумя словами названия нового детища Аркадия Шилклопера, главного закоперщика «Vienna Art Trio», сообщаю сразу — общего со знаменитым коллективом «Vienna Art Orchestra», недавно гастролировавшего в Киеве с программой Дюка Эллингтона, у музыкантов мало. Кроме, конечно, общего концертного прошлого, объединившего участников нынешнего ансамбля под крылом одного из известнейших европейских джаз-бандов современности.

Немного об участниках концерта, который состоялся 14 сентября в Доме офицеров. (Кстати говоря, атмосфера, которую создали в зале музыканты, напоминала скорее клубный джем-сейшн с коллективным подпеванием публики и заигрываниями артистов.)

Идейный двигатель трио Аркадий Шилклопер пришёл на джазовую сцену в середине 80-х, будучи основательно «испорченным» классическим музыкальным образованием: выпускник Гнесинки, он несколько лет «сидел в яме» с оркестром Большого театра, а затем решил выбраться непосредственно в свет рампы. После работы с симфоническим оркестром Дмитрия Китаенко Шилклопер становится участником огромного количества камерных ансамблей, трио, квартетов, один из которых, «Moscow Art Trio», существует и по сей день, невзирая на интернационализм места жительства его непоседливых участников.

Завоевав известность игрой на валторне — кстати, не самом популярном в джазе инструменте, — Аркадий использует в своём творчестве и куда более экзотические инструменты — к примеру, флюгельгорн, охотничий рожок, редчайший духовой инструмент Вагнерову тубу и альпийский рог, который является неотъемлемым участником большинства шилклоперовских композиций и концертов, придавая его имиджу некоторую диковинную пикантность — что ж, каждый музыкант имеет право на свою изюминку, даже если она такой невероятной длины, как альпийский рог.

Контрабасист Георг Брайншмидт — также музыкант классической закалки, получивший высшее музыкальное образование в Австрии и в течение долгого периода своей карьеры игравший в Венском филармоническом оркестре — один этот факт уже сам по себе говорит об уровне мастерства и профессионализма. Благополучно уйдя из такого престижнейшего оркестра, Георг получил возможность не только играть то, что душе угодно, но и с теми музыкантами, которые ему интересны. На сегодняшний день это один из самых востребованных контрабасистов в Австрии, постоянно концертирующий в составе различнейших ансамблей. Однако, как убедились слушатели новоиспечённого «Vienna Art Trio», сольные композиции Брайншмидта заслуживают отдельного внимания, настолько тесно в них переплетается затейливая импровизационность, внутренняя стройность построения внешне бесформенной пьесы, лёгкое и непринуждённое цитирование бессменных классиков, к примеру Синатры.

Самым же колоритным участником трио негласно был признан бразилец Алегре Корреа — классический вариант уличного музыканта, научившегося играть не по воле родителей, а потому, что не играть он просто не в силах. Импровизации сыплются с кончиков его пальцев буквально как из рога изобилия, поражая не только виртуозной манерой игры, но и абсолютно естественной эмоциональной заряжённостью, которая моментально передается залу. Алегре замечательно поёт — правда, разобрать, что именно, невозможно, слишком уж сложен португальский язык. Ударные также находятся в распоряжении Корреа — именно с его подачи начинают пульсировать в висках заводные ритмы: создаёт их сам Корреа, большинство произведений которого и составили концертную программу коллектива в этот раз.

Разными путями попав в «Vienna Art Orchestra», музыканты абсолютно непохожих стилей и направлений, что называется, нашли друг друга. В их совместном творчестве удачно сочетается как этно-джаз, так и мэйнстрим, иногда с намёками на авангард, и ещё масса различных течений.

Вообще, джаз здорово напоминает катушку ниток с запрятанным кончиком: не найдя его, невозможно добраться до самой шпульки. Тут почти тот же принцип — либо тема рождает напластования всевозможных вариаций, подчас заводящих в совсем уж незнакомые тональные дебри, либо наоборот, происходит постепенное «раздевание» тематического материала, триумфально приводящее к знакомому с детских лет первоисточнику. Кстати, вдохновить джазиста на творчество — ничего не стоит, даже не нужно высокохудожественных тематических выкроек: умело извращённый в джазовом формате шлягер способен видоизмениться буквально до перерождения.

В программе, привезённой музыкантами в Киев, сочетались как сольные номера, так и разные варианты диалогов инструментов между собой, голоса и публики, тройные вариации на собственные темы…

В тематике шилклоперовских композиций много балканского фольклора, что неизбежно рождает ассоциации с Бреговичем, зажигательной ритмикой молдавских танцев. Неожиданную параллель рождает сходство альпийского рога со знакомой нам трембитой: сходство не только визуальное, но и в какой-то мере акустическое. Сам же Аркадий, уравновешивавший бурный темперамент Корреа и академическую педантичность Брайншмидта, выглядел в прямом смысле «золотой» серединой — вспомните цвет валторновой меди. Кстати, именно на валторне Шилклопер и исполнил удивительную вещь под названием «Кобра», где использование нетрадиционных возможностей инструмента породило чудовищную правдоподобность имитации.

Вообще же, джаз описывать — занятие неблагодарное, подтверждающее лишний раз, что лучше один раз услышать, чем… сто раз прочитать. Камерность, помноженная на профессионализм участников, да плюс импровизационная изворотливость — наверное, это и есть характерный почерк «Vienna Art Trio «. Но поскольку коллективу ещё без году неделя, у него впереди много возможностей трансформироваться и совершенствовать свои творческие изобретения. Хотелось бы надеяться, что за этим процессом мы сможем наблюдать и в дальнейшем, в такой же дружеской и лишённой официоза атмосфере общения, которую всё же смогли организовать для себя и своих друзей люди, живущие в мире по названию «джаз».