UA / RU
Поддержать ZN.ua

Триумф со вкусом горечи

По завершении юбилейного Х Международного конкурса балета в Москве российская балетная критика забила тревогу — впрочем, основания для нее конкурс действительно дал...

Автор: Ольга Лебедева
Денис Матвиенко

По завершении юбилейного Х Международного конкурса балета в Москве российская балетная критика забила тревогу — впрочем, основания для нее конкурс действительно дал. Как и богатую пищу для размышлений, увы, не столь оптимистических, как того требует статус России в качестве одной из главных балетных держав мира и хранительницы традиций славного прошлого.

Конец июня принес Украине восемь медалей и мог бы стать настоящим триумфом украинской школы танца. Если бы не одно «но», настолько серьезное, что оно перечеркивает многое, слишком многое — международный конкурс, пафосный в советские времена и не менее амбициозный в эпоху новой России, абсолютно очевидно вырождается на глазах, превращаясь в еще один междусобойчик братских некогда государств. Иначе говоря, деление призов в пределах СНГ (за редкими политкорректными исключениями) уже не просто добрая традиция для конкурса, но и своего рода золотое правило. Всем деткам — по конфеткам.

Заявленные в буклете 22 страны-участницы процентов на 80 презентовали постсоветское пространство, а редкие заморские гости практически все являлись наследниками именно русской танцевальной школы. Впрочем, это не помешало критикам вынести суровый вердикт — конкурс балета превратился в спортивное состязание. Засветивший в 1969 году звезду Барышникова, нынче Московский балетный крепко ударился в технику. И здесь нашим действительно равных не было, в особенности среди мужчин — уверенный в себе, артистичный и технически виртуозный солист Национальной оперы Денис Матвиенко получил высшую награду — гран-при конкурса (15 тысяч у.е.), вызвав на себя такой огонь столичных «рыцарей пера», что просто диву даешься пламенности негодующих. В то время как достойной альтернативы ни Россия, ни какая-либо другая страна на соревновании просто не представили. А если к этому добавить, что такие зубры хореографии, как Англия, Дания и Франция даже не снизошли до московской конкурсной сцены, становится понятным, почему победный звук фанфар не столь громко прозвучал на родине героев, в Украине, — полного вкуса победы распробовать так и не удалось, поскольку ложка дегтя, добавленная неучаствующими авторитетами, оказалась весьма болезненной для самолюбия.

Впрочем, не всеобщего — председатель жюри Юрий Григорович, бессменно стоявший у руля начиная со всторого конкурсного смотра, на пресс-конференции упорно делал хорошую мину при неважной игре, как и остальные. Заверяя, что уровень конкурса не только не упал, но и даже вырос. Особенно вразрез шло это утверждение, если вспомнить номинацию «современная хореография» — таких провальных выступлений сцена Большого не видела давно. Причем не только россияне показали полную неспособность к современным линиям и образам в хореографии — привезенное из-за рубежа было ничем не лучше. Более того, диковатые условия конкурса позволяют считать современной хореографией все, что было сотворено после 1950 (!!!) года. А это значит, что и Баланчин, и Бежар, и какой-нибудь Бендер-Задунайский в равных правах. Да и артистам просто — станцевал в конкурсной программе Баланчина как классику, отдохнул пару часов, а потом все то же прогнал еще раз — уже как модерн.

«…Вообще сочетание технического совершенства и броского артистизма кажется наиболее характерной чертой украинской школы, чей смелый и бодрый танец торжественно защищенный радостной манерой — на конкурсе лидировал и казался сочным днепровским пейзажем в солнечный полдень, победившим тишину украинской ночи. Не переборщили бы...» (газета «Культура»)

Это самое мягкое из того, что было написано по поводу представителей украинской школы танца. Исполнение четой Матвиенко «Тарантеллы» Баланчина нарекли «разнузданным» и «приблатненным», не поскупились на критику Анастасии Матвиенко, и тут же пустили в артистов шпильку — видимо, таким образом Большой раздает авансы тем, кого хочет принять в свои ряды. Впрочем, для Дениса Матвиенко, гастролирующей украинской звезды, которая не так часто, как когда-то, осчастливливает украинскую публику своими выходами на родную сцену, российские пропозиции не в диковинку — год работы в Мариинском театре существенно расширил горизонты танцовщика, не говоря уже о репертуаре.

Стандарты, без которых немыслим классический конкурс, если он хочет иметь право таковым называться, на юбилейном балетном состязании оказались под угрозой — единственной устойчивой тенденцией осталась любовь прим к вариациям Одиллии, а не трепетной, утонченной Одетты. Видимо, напористость и стервозность куда ближе современным танцовщицам, чем лирическая человечность образа девушки-белого лебедя. Оно и понятно — сражения за идею остались в далеком прошлом, уступив место погоне за наградами, титулами и деньгами, что, кстати, не в последнюю очередь интересует конкурсантов. Собирательством наград грешат все, независимо от страны, за которую выступают.

Но именно украинцев Ярослава Саленко и Дениса Матвиенко попрекали этим особенно горячо. Видимо, потому, что полюбившийся белорусский паренек из младшей группы, 15-летний Иван Васильев, также претендовал на гран-при, а оно на конкурсе в единственном, так сказать, экземпляре. И вдруг вот так быстро уехало не в Беларусь, а в Украину… Странно, что тут не припомнили постоянное «крестное отцовство» Григоровича в Киеве — его опытный глаз который год выхватывает талантливых юношей и девушек из рядов участников столичного конкурса Лифаря. Вот вам и политика в искусстве — московская пишущая братия потрясающе дружно напала на исполнителей из соседней державы, в один голос расхваливая талант и исполнительские качества минчанина. В то же время лисе пришлось покусать за хвост и себя — уж слишком странно выглядели россияне, которые, за исключением сильных солисток Екатерины Крысановой и Натальи Осиповой, оказались маловыразительными, да и в технике уступили высокотехничной киевлянке Наталье Домрачевой. Невзирая на российский паспорт, балерина училась, живет и работает в украинской столице, и именно ее медаль сравняла позиции страны-гостьи и страны-хозяйки:
8:8 в пользу Украины, так как из четырех золотых три увезли наши соотечественники.

Порадоваться за «наших», конечно же, нужно — мало того, что таким массированным десантом приехали, так еще и выступили на серьезном, качественном уровне. Другое дело, что техника в поледние годы «застилает глаза» большинству украинских исполнителей, а погоня за дополнительными турами становится самоцелью бойких прим. Да и репертуар конкурсный, пусть даже и самый традиционный, теряет свою академичность — невозможно не признать справедливость упреков в перетягивании одеяла на свою сторону. Ведь импровизация в строгих рамках традиции — это одно, а фривольное обращение с наследием королей балетного искусства, переиначивание в угоду технизации и эффектности, можно смело называть вандализмом. К сожалению, эта тенденция бурно процветает не только на украинской ниве — и Россия теряет свою строгость воспитания балетных кадров. Лучшие педагоги тренируют зарубежных танцоров, оставшиеся здесь и молодые чрезмерно увлечены шоу и псевдо-экзерсисами «а-ля Волочкова». Так что с силой и обидой брошенный бумеранг возвратился к своим хозяевам вдвойне агрессивным — с такими темпами московский международный конкурс может превратиться даже не в «Сорочинскую ярмарку талантов», как едко подметил кто-то из журналистов, а в банальную «Ярмарку тщеславия»…

Михаил Барышников, Надежда Павлова, Александр Годунов, Николай Цискаридзе и Мария Александрова — безусловно, стране, которая «в области балета была впереди планеты всей» и ее прямой наследнице, России, есть чем и кем гордиться, ведь все эти звонкие имена в свое время прогремели именно на международном конкурсе в Москве…Прошлый конкурсный отбор явил столичному бомонду еще двух украинских талантов — выпускников киевского училища Алину Кожокару и Леонида Сарафанова. Оба победителя нынче успешно украшают труппы «Ковент-Гардена» и Мариинки. Если Денису Матвиенко предложат соло в Большом, он вряд ли откажется. Как и, наверное, Наталья Домрачева, да и большинство украинских солистов. Уж слишком хорошо в гостях нашим звездам и звездочкам, да и язык не позволяет напоминать им об окончании поговорки. Вот только у триумфа украинского есть привкус близкой горечи от потери. Последнего десятилетия вполне хватило, чтобы уяснить — тяжело радоваться свету, которого не видишь. В особенности, если к нему привыкаешь, прирастаешь, чтобы потом перечислять наших навсегда потерянных триумфаторов.

Золотые медали в старшей группе получили Анастасия Матвиенко (Украина, дуэты), Евгения Образцова (Россия, солисты), Виктор Ищук (Украина, дуэты), Ярослав Саленко (Украина, солисты), в младшей — Чинара Ализаде (Россия, дуэты), Кристина Шевченко (США, солисты), Иван Васильев (Беларусь, солисты).

Серебряными медалями награждены: старшая группа — Екатерина Крысанова (Россия, дуэты), Наталия Домрачева (Россия, дуэты), Юргита Дронина (Литва, солисты), Иван Козлов (Украина, дуэты), Ванг Живей (Китай, дуэты), Досжан Табылды (Казахстан, солисты); младшая группа — Наталия Воронцова (Россия, дуэты), Мария Виноградова (Россия, солисты), Жерлин Ндуди (Украина, солисты).

Бронза досталась Наталии Осиповой (Россия, дуэты), Наталии Мацак (Украина, солисты) — в старшей группе, Елене Казаковой (Россия, дуэты), Анне Тихомировой (Россия, солисты), Марине Бурцевой (Россия, солисты), Исааку Хернандесу (Мексика, солисты), Матиасу Дингману (США, солисты) — в младшей.