UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТРИУМФ КОРОЛЕВЫ

14 октября в Национальном академическом театре драмы имени Ивана Франко состоялась премьера: фран...

Автор: Елена Раскина

14 октября в Национальном академическом театре драмы имени Ивана Франко состоялась премьера: франковцы угощали публику романтической драмой «Я, Генри II» по мотивам пьесы Джеймса Голдмена «Лев зимой» (режиссер-постановщик Юрий Кочевенко). Эту романтическую историю о любви и власти, о том, как люди, рвущиеся к власти, требуют впридачу еще и любви, можно было назвать легендой о поединке короля и королевы, любящих и ненавидящих друг друга, поединке, в котором верх берет королева Элинор, известная в истории как Элеонора Аквитанская. Линия любви-поединка, когда «ты вчера от меня отреклась, (!) знаю, завтра вернешься покорной», выдержана в спектакле мастерски, тем более что актерский дуэт для этой цели выбран достойный — народный артист Украины Александр Заднипровский (Генри II) и заслуженная артистка Украины Людмила Смородина (Элинор).

Классик сказал, что каждая несчастливая семья несчастлива по-своему, а несчастная королевская семья, как следовало из спектакля, несчастлива вдвойне. Политическая драма была представлена в постановке как драма семейная: никаких политических или социальных сил — есть только члены одной несчастной семьи, борющиеся за власть на фоне любви-поединка короля и королевы. Власть ведь дело семейное, как иногда и детоубийство. Правда, до детоубийства в семье английского короля Генри дело не дошло, но все остальные пороки демонстрировались, не хватало только инцеста — на закуску. Впрочем, некоторые намеки на него были, но они остались только намеками.

Наиболее ярким представителем порочной королевской семейки оказался средний сын Джефри. Заслуженный артист Украины Остап Ступка играл колоритного мерзавца, этакого змея подколодного, но если принц Джефри тянул на злодея шекспировских масштабов, то два остальных принца (Анатолий Чумаченко — Ричард и Назар Заднипровский — Джон) вместе с французским королем Филиппом (Владимир Зозуля) смахивали скорее на героев водевиля.

Вообще в новой постановке театра сквозь драматическое неистовство то и дело пробивались водевильные интонации, а герои-заговорщики иногда походили на водевильных простачков, которые мало-мальский заговор не могут продумать как следует. Эти водевильные моменты в романтической драме выглядели несколько неуместно. Впрочем, какое время — такие и песни... Так что жанр у новой постановки франковцев оказался гибридным — не романтическая драма, но и не водевиль, в общем, драма постромантических времен.

Впрочем, некоторые сцены были жуткими и зловещими — и это ощущение жути и трагедийной тяжести достигалось благодаря символическому разрешению кульминационных моментов спектакля. Так, в сцене отречения короля Генри от своих сыновей-интриганов принцы вцепились в меч — символ государственной власти — и отец выкатил их из королевских покоев, как на погребальной тележке. Эта погребальная тележка становилась то троном, то подмостками, иногда в ней можно было угадать плаху, на которую, впрочем, не угодил ни один герой спектакля. Правда, когда принцы принимались интриговать, весь трагедийный налет терялся — на макбетов и макдуфов эти заговорщики явно не тянули. Казалось, что это водевильные герои зачем-то говорят о гражданской войне и отцеубийстве, а на самом деле собираются лишь мирно облапошить какого-нибудь пожилого родственника.

Французская принцесса Элис (заслуженная артистка Украины Инна Капинос) в начале спектакля играла скорее инженю, чем трагическую героиню. Но когда к финалу принцессе нужно было предстать этакой фурией, требующей от любовника-короля и убить трех сыновей сразу, фурии публика так и не увидела. Куда более зловещей выглядела королева Элинор: в начале спектакля — бесправная узница, в конце — торжествующая победительница. Так что постановку эту с равным успехом можно было назвать «Триумф королевы» — Элинор взяла верх с нулевыми шансами на успех и даже душевно приблизилась к своему потерянному супругу. В общем, не «Да здравствует король», как громыхали воображаемые народные толпы за стенами воображаемого королевского дворца, а «Да здравствует королева». Она ведь победила...