Сейчас стало модным разгадывать многочисленные символы камней, деревьев, кофейной гущи, снов. Вот и 20 февраля 2001 года во Дворце «Украина» столичной публике будет предоставлена редкая возможность разгадать символику драгоценных камней в балете прославленного американского хореографа Джорджа Баланчина «Драгоценности» в исполнении блестящей труппы Мариинского театра из Санкт-Петербурга. Генеральный спонсор гастролей — Кондитерская компания «АВК».
Создавая один из лучших своих балетов «Драгоценности», Баланчин, по всей видимости, вспомнил волшебный ансамбль Петипа из «Спящей красавицы» Чайковского. По аналогии с вариациями цветов создал роскошные портреты драгоценных камней — «Изумруды», «Рубины», «Бриллианты» (три части балета). И получилась некая дансантная симфония. Образец жанра, культивируемого Баланчиным и соединяющего симфонизм, лирику и дансантность. Но как у Моцарта и у Бизе, лирика Баланчина — танцевальна.
«Драгоценности» — балет о балете. Но в первую очередь здесь Баланчина привлекает не эстетика, а символика камня. Он ищет тайное значение рубина, изумруда, бриллианта. Он проникается верой в мудрость ушедших времен. Поэтому «Драгоценности» — самый изысканный, самый эффектный балет Баланчина.
Первая часть. «Изумруды»
С этим камнем связана лунная тантрическая магия, мир интуиции, путь в царство мертвых. Неравномерность окраски изумруда отразилась в цветовой гамме костюмов от голубого, почти черного, до бледно-русалочьего. Лейтмотив «Изумрудов» — неустойчивость. Треугольный рисунок мизансцен и динамика быстрых перемещений кордебалета создают эффект таинственного «изумрудного» мерцания.
Вторая часть. «Рубины»
Тщеславие рубина и чрезмерность выплеска энергии сочетаются с подсознательным стремлением к аскетизму самого царственного цвета — «голубиной крови». Рубин, как утверждают волхвы, дает власть над людьми и пробуждает вокруг себя любовные страсти. А балерина по Баланчину и есть рубин — «красный камень». Ее острый танец — любовный клич. Эта часть, по сути, хореографический мюзикл, балетная юмореска, и колорит у нее — не латинский, а латиноамериканский: апофеоз гибкости, страсти. Этот танец похож на раскаленную соблазном азартную игру с крупными ставками.
Третья часть. «Бриллианты»
Бриллиант в минералогии у Баланчина — знак наследования и посвящения, опасный и абсолютный. «Это свет солнца, сгустившийся в земле и охлажденный временем. …он играет всеми цветами, но сам остается прозрачным, точно капля воды». У этой части словно нет начала. Она возникает как фрагмент вечно длящегося времени, как симфонический концерт для глаз.
К трем частям балета Баланчин выбрал музыку, которая показалась ему наиболее подходящей к магическому значению камня и его цвета. И если подвести своеобразные итоги «скупого рыцаря», то получится, что изумруды Форе — лунный импрессионизм, острая эскизность Стравинского — рубин и абсолютная гармония Чайковского — бриллиант…
…То, что в Америке давно стало классикой, для нас сейчас — подлинно актуальное искусство. Нашим артистам труднее это танцевать, а зрителям воспринимать, потому что баланчинские балеты приходят к нам вырванными из породившего их художественного контекста, без знания его биографии, творчества, взглядов. Но самое главное впечатление, которое дарят «Драгоценности», — красота и совершенство. Поэтому предварим гастроли Мариинского театра из Санкт-Петербурга и премьеру спектакля «Драгоценности» в постановке Баланчина в Киеве словами, сказанными Стравинским на смерть Веберна: «он непоколебимо упорствовал в шлифовке своих алмазов, своих ослепительных алмазов, об обработке которых у него были столь совершенные знания»…