UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТРИ ОТКРЫТИЯ ОДНОГО КИНОВЕРНИСАЖА

В конце марта в Москве проходил киновернисаж «Новое кино Украины», на котором было представлено 16 ...

Автор: Владимир Войтенко

В конце марта в Москве проходил киновернисаж «Новое кино Украины», на котором было представлено 16 полнометражных и 6 короткометражных дебютных игровых картин, а также по 12 документальных и анимационных фильмов, созданных на киевских и одесских студиях за последние несколько лет. Столь обширная программа демонстрировалась на трех московских экранах — в Киноцентре на Красной Пресне, в Доме Ханжонкова и в кинотеатре «Киев». Таким образом, украинский киновернисаж в столице России открывался трижды. Попутно мне удалось сделать три своих, пусть маленьких, но тоже открытия, которыми и поделюсь с вами.

Открытие первое

(довольно приятное)

Как известно, украинское кино нынче не на подъеме. Находясь в такой ситуации, оно умудряется создавать массу проблем для многих людей и целого ряда организаций частного, общественного и государственного толка, так или иначе причастных к кинопроцессу. Вот уже который год мы являемся свидетелями малых, больших, бурных и вялых ссор в Укркинокоролевстве. Борются все со всеми, и не дружит никто ни с кем...

Но счастливая идея Людмилы Горделадзе, руководителя киевской Межнациональной корпорации «Фильммаркет», провести киновернисаж «Новое кино Украины» в Москве неожиданно сплотила противоборствующие стороны. Официально эта акция была организована МК «Фильммаркет» и Главным управлением культуры г.Киева, при содействии Посольства Украины в Российской Федерации и при участии Комитета по культуре правительства г.Москвы и МАО «Киноцентр». Но не остались в стороне ни Департамент кинематографии нашего Министерства культуры, который представлял зав. отделом Юрий Сорока, ни Союз кинематографистов Украины, который олицетворял в Москве его секретарь Владлен Кузнецов. А начальник Главного управления культуры г.Киева Александр Быструшкин сотрудничал с Павлом Рогачем, представляющим украино-американское СП «Вентура» и, в частности, ночной клуб «Чикаго», которые финансово поддержали проведение киновернисажа.

Ей-Богу, отрадно об этом писать. Боишься только загадывать на будущее — вернувшись домой, не перессорились бы опять...

В Москву, кроме официальных, так сказать, лиц — будете правы, если заметите, что «официальные» всегда ездили, — прибыло много самых что ни на есть действующих кинематографистов, снимающих реальное кино и пожинающих за сие — славу, лавры и хулу. Это одессит Валерий Федосов с фильмом «Поезд до Бруклина», киевляне Александр Роднянский («Прощай, СССР», «Марш живых»), Вадим Кастелли («Вперед, за сокровищами гетмана!»), Наталья Андрейченко («Шамара»), Владимир Пика, создавший вместе с Анатолием Сырых документальные картины «Валентин Сильвестров. Тихие песни», «Сергей Параджанов. Посещение», «Тот самый Айги. Зимние кутежи», Игорь Недужко («Казимир Великий, Малевич Селянский»), Сергей Маслобойщиков («Певица Жозефина и мышиный народ») и другие.

Открытие второе

(со смешанными чувствами)

Безусловно, Москва остается самым кинематографическим городом на карте бывшего СССР. Ибо сохраняет, если не умножает, тот потенциал, который аккумулировала благодаря своему положению имперской столицы. Только в залах Киноцентра интеллектуальная публика получает возможность каждый день смотреть первоклассное кино. Вроде бы и Киев в последнее время избалован рафинированными кинематографическими событиями — одна изысканная ретроспектива фильмов сменяет другую (недавно смотрели в Доме кино картины Вендерса, потом французскую программу «Живопись в кино», а уже со 2 апреля — чуть ли не весь Гринуэй!), но это все — без права выбора, так сказать. А попадая в Москву, ты уже оказываешься в ситуации, когда приходится выбирать.

Например, 22 марта. Одновременно... В Музее кино: 1-й МКФ в Москве (1935) — 60 лет, «Человек-невидимка» Дж.Уэйла; Григорию Козинцеву — 90 лет, и по этому поводу — «Гамлет»; из ретроспективы фильмов Маргарет фон Тротты — «Внезапное обогащение бедняков из Комбаха». А в кинотеатре «Художественный» — «Прирожденные убийцы» Оливера Стоуна. И так далее... В то же время в Киноцентре из программы нашего киновернисажа демонстрируется «Жестокая фантазия» Алены Демяненко и «Конец света переносится на...» Владимира Хмельницкого. И что весьма приятно, интересы у публики оказываются весьма разносторонними. И залы, в которых «крутили» украинское кино, отнюдь не пустовали, а даже наоборот.

Кстати, о документальном фильме «Конец света переносится на...», в основе которого дурной славы история «Белого братства». Он неожиданно срифмовался с событиями, в центре которых японская религиозная секта «АУМ синрикё». Ее мощнейший филиал обосновался в России. И недавний запрет на деятельность секты вызвал бурю протестов у ее сторонников. Так, мне каждый день в метро и на московских улицах вручали несколько листовок, рассказывающих «о любви россиян к учению АУМ». Честно говоря, нигде особо эта любовь больше и не обнаруживалась.

Скорее я почувствовал искренний интерес российских кинематографистов к украинским фильмам, а также болезненную заинтересованность московской общественности в восстановлении государственного status quo связки Россия — Украина. В Москве нам признавались «в любви до гроба» все — и весьма достойные люди, и откровенно сомнительные личности, что, честно говоря, несколько коробило. А горячий прием на открытии киновернисажа в Доме Ханжонкова, которым на сцене дирижировала энергичная Клара Лучко, перейдя в кулуары, превратился в довольно-таки странный карнавал.

...Неотделимый от своего экранного образа, актер, исполняющий роль еще одного «всенародного любимца» — Лени Голубкова, дурным голосом прокричал пошловатые куплеты на диком суржике. Человек в военной форме, весь увешанный орденами, — на вид как будто вырезанный из дерева — налево и направо раздавал дворянские титулы, подтверждая их достоверность цветастыми грамотами, сдобренными пятью круглыми печатями. Помимо иных прочих странностей, на примем блуждал тип, активно находившийся в образе... Адольфа Гитлера. Признаюсь, переварить весь этот вертеп было весьма трудно. Наверное, с непривычки. Киевским политическим витиям и шутам да-а-алеко до московских!

Но нас уже ждет

Открытие третье

(и весьма неожиданное)

Оказалось, что в Москве действительно очень внимательно следят за украинским кино и хотят его знать. Потому на просмотрах можно было увидеть самую разную публику. Если на открытие киновернисажа приходили председатель Роскомкино Армен Медведев, президент актерской гильдии Евгений Жариков, на посольский прием — депутат Госдумы Станислав Говорухин, неунывающий Марлен Хуциев и великолепнная, вневременная Анастасия Вертинская, то на обычных просмотрах в Киноцентре сидели студенты-вгиковцы, киноведы и критики, в Доме Ханжонкова — «рядовые» киноманы, в кинотеатре «Киев» — благодарные пенсионеры.

В «Киеве» просмотры начинались фильмом Андрея Бенкендорфа «Несколько любовных историй». Директор кинотеатра извинялся перед режиссером, мол, мало зрителей — человек 50 (можно поспорить — мало ли?), объясняя тем, что картина уже прокатывалась осенью. И действительно, весьма неожиданным открытием для меня оказался список украинских фильмов, вышедших в российский прокат в 1994 году. Как свидетельствует журнал «Экран», из 45 картин т. н. «ближнего зарубежья» — 20 фильмов украинского производства. Вот какой поворот...

И факт случившегося киновернисажа «Новое кино Украины» в Москве любопытен в весьма широком контексте — не только всегда актуальных украино-российских отношений, но и наших внутренних дел.

Согласитесь...