UA / RU
Поддержать ZN.ua

Три дня кинодекабря

Cпособно ли еще современное кино на просвещение? Причем просвещение в смысле озарения светом, ведь именно под такой метафорической концепцией третий год проходит международный кинофестиваль "Свет".

Автор: Наталья Лагодинская

Cпособно ли еще современное кино на просвещение? Причем просвещение в смысле озарения светом, ведь именно под такой метафорической концепцией третий год проходит международный кинофестиваль "Свет".

По сравнению с "Молодостью" и Docudays UA, "Свет" очень молодой и не особо нашумевший проект с короткой программой. От других его также отличает тематика - главной задачей организаторов является пропаганда моралистического, доброго кино. И это не удивительно, ведь печали в нынешнее время и так хватает, а люди от этого быстро устают.

Но на практике оказалось, что без печали добра быть не может. Вернее, что до боли актуальные темы трудно не затронуть, а тем более рассказать через камеру. Немудрено, что из 30 представленных лент большинство касались социально значимых проблем.

Список победителей действительно получился интересным. Основному жюри (Светлана Шаповалова, Снежана Егорова, Лариса Котлякова, Нина Ильина, Леонид Мужук) потребовалось полтора часа, дабы определиться с выбором номинантов.

Итак, гран-при фестиваля получил игровой короткометражный фильм "Граница Веры" режиссера Оксаны Войтенко. Однозначно справедливое решение, ведь помимо мастерской съемки подкупает напряженный сюжет. Времена большевистского режима. Разведчица повстанческого отряда Вера, выполняя очередное важное задание, влюбляется в молодого дезертира, который согласился перевести ее через границу. Пережитое настолько меняет планы героини, что уже с пистолетом в руке ей приходится выбирать между любовью и свободой.

А вот в номинации "Игровой короткометражный фильм" первое место заняла картина "Высокая гора" (режиссер - Владимир Бакум), в которой без единого слова отлично показано известное многим чувство ожидания. Жизнь главного героя, армянского переселенца, проходит в уходе за садом и постоянной тоске по сыну, который вот-вот должен вернуться с войны. Все, о чем он мечтает, - это беззаботная жизнь вместе с сыном и цветущий сад, в память о Родине. И сын приходит. Но тот, кто хоть раз бывал на войне, прежним никогда не возвращается. И, к сожалению, планы отца с планами сына не совпадают.

Не обошлось и без социальных роликов. Лучшим, по мнению жюри, оказался "Он заплатил" режиссера Юлии Мироненко. Это тот случай, когда детский голосок за кадром настолько смешно начинает рассказывать историю, что в конце становится стыдно даже пикнуть. Ведь концовка оказывается плевком реальности, который еще долго не можешь смыть со своего лица. Потрясающий ролик об Украине, о системе "кумовства".

В номинации "Анимация" победил иранский режиссер Махназ Яздани. Его иронический мультфильм Help говорит со зрителем на привычном ему языке. Что делает общество XXI в., когда кто-то попадает в беду? Помогает? Вряд ли. Снимает на камеру мобильного.

Но что точно умеют снимать украинцы, так это документальное кино. Здесь зрительское и основное жюри единогласно отметило работу военного журналиста Руслана Ганущака. "Брат за брата" - это не очередной короткометражный документальный фильм про АТО или добробаты, как может показаться. Это целая история человеческих жизней, в которой есть как свет, так и тьма. В спецподразделении "Азов", начиная с 2014 г., было около 100 грузин, и все они вместе с украинскими добровольцами защищали поселок Широкино под Мариуполем. Говорят, что общий враг объединяет. Но много ли найдется тех, кто готов умереть за чужую страну, когда и за свою-то страшно?

О войне снимать сложно. И по-настоящему, чтоб не фальшиво, редко у кого получается. Поэтому чувствуется, что Руслан не просто снимал, а сам участвовал в боевых действиях. И в отличие от многих других документальных лент военного характера, в этой нет никакого подтекста. Здесь показаны сами факты то настоящей дружбы, а то и цинизма, и животной сущности человека. Пожалуй, самым сильным моментом в фильме выступают кадры с эвакуацией тела одного из грузин. Тактика подкладывания мин под тела погибших давно известна и у многих не вызывает даже удивления. Но когда по щеке вдруг начинает катиться слеза, понимаешь, что это "то самое". Таким, пожалуй, и должно быть документальное кино: выворачивать наизнанку и заставлять переосмыслить ход собственно жизни.

Кроме главных номинаций, были также и специальные призы жюри:

- за лучшую авторскую работу

"Мина". Режиссер: Вофка Соловей (Украина)

- за лучшую детскую роль

"Большой". Режиссер: Юрий Солодов (Россия)

- за лучшую студенческую работу

"Вечер Сен-Санса". Режиссер: Наталья Киселева (Украина)

- за оригинальное решение темы

"Цветок". Режиссер: Владислав Сергиенко (Украина)

Хорошо, что размышления о кино никогда не смогут быть объективными. Любое искусство создано прежде всего для созерцания и только потом - для обсуждения.