Пожалуй, вся история человечества зиждется на мифах. Устных преданиях, письменных, их интерпретациях устами более поздних авторов. В большинстве случаев разобраться в подлинности изложенных фактов уже невозможно. Да и стоит ли в этом разбираться? Гораздо важнее их трактовка потомками.
Среди множества мифов едва ли не самые распространенные два: о Прометее и о всеобщем равенстве. Что знаем мы об их истоках, какой смысл вкладывали в них поколение за поколением?
С Прометеем, казалось бы, все ясно: похитил для человека огонь, светоч знаний, чем и обессмертил себя. Ан нет! По дошедшим до нас источникам, первым эту легенду поэтически изложил Гесиод. За ним Эсхил, а далее, во все времена чуть ли не все известные поэты - Овидий и Лукиан, Гете и Байрон, Лонгфелло и Леопарди, многие русские и украинские поэты. По словам Тараса Шевченко, «Споконвіку Прометея там орел карає» - все за то же, за похищенный у богов и переданный людям огонь. Гесиода и Эсхила нынче мало кто читает. А ведь не все в изложенной ими биографии Прометея так безупречно. В первоначальных вариантах мифа Прометей был наказан Зевсом за, грубо говоря, плутовство… Совершая жертвоприношение, он разделил убитого быка на две части. В одной, уложив только кости, прикрыл их слоем жира, полагая, что именно на эту часть «клюнет» Зевс, в другой сложил все мясо, разместив сверху непривлекательные внутренности. Но Зевс, на то он и бог, разгадал плутовство и крепко рассердился на обманщика.
Собственно, это и послужило главной причиной изгнания. Второй же - то, что Прометей создал из глины и земли фигуры людей и вдохнул в них жизнь. Дело не только в создании людей вообще, но и в том, что в их числе была женщина. Кстати, некоторые более поздние толкователи мифа утверждали, что именно последнее и является его главным прегрешением, поскольку от женщин и исходят все беды… Да ведь и жена его Пандора, в отместку подсунутая ему все тем же Зевсом, яркое тому свидетельство. Это же она, открыв свой знаменитый ящик и выпустив из него все беды, принесла человечеству столько горя.
Почему же эти пикантные факты не произвели впечатления на позднейших толкователей мифа? Да потому что их привлекало главное - Прометей осветил огнем жизнь созданных им людей. Если Зевс, узнав о появлении людского племени, сказал: «Род червяков умножит число моих рабов», то Богоборец научил их хозяйствовать на Земле, создал не только людей, но и саму цивилизацию. Он дал людям письменность, основы наук не только прикладных, но и таких, как, например, астрономия, а главное - привил чувство собственного достоинства, научил спорить с жестокими богами. А то, что он пытался провести Зевса с жертвоприношением - что же, и поделом тому.
Так в сознании человечества, во многих художественных произведениях утвердился образ Прометея, терпящего страшные муки за людей. Не случайно некоторые толкователи легенды проводили линию от Кавказских гор, где он был прикован и страдал, к другой горе - Голгофе.
Совсем иная трансформация произошла с другим мифом - о всеобщем равенстве. Наивно предполагать, что он берет свои истоки от французских утопистов - Сен-Симона, Фурье и других, что идею оформлять золотом общественные туалеты первыми озвучили марксисты-ленинцы.
Спартанского правителя Ликурга считают современниками Гомера. А ведь это он одним махом ликвидировал драгоценные металлы и вместе с ними деньги, заменив их железными. Причем так хитро, что при штамповке монет велел поливать их уксусом. Это делало монеты настолько крохкими, что из них нельзя было выковать никакого полезного предмета - ни ножа, ни гвоздя. Не деньги - тяжелые и неудобные для пользования символы. А лишившись денег, как он полагал, все люди становились равными.
Но этим он не ограничился. Например, ввел обязательные совместные трапезы. Спартанцы были вынуждены в положенное время садиться за общие столы и потреблять общую, весьма простую пищу. За соблюдением этого правила строго следили. Вот такое воплощение идеи всеобщего равенства. А если прибавить к этому меры, предпринятые для недопущения тлетворного влияния со стороны иных держав-соседей, своеобразны «железный занавес», то сразу повеет чем-то очень знакомым. А ведь происходили эти события еще до новой эры…
Почему же миф о всеобщем равенстве практически повсеместно исчез, не выдержал испытания временем? Человечество все-таки поняло, что несколько пар штанов и башмаков, сытная еда, получаемые к тому же бесплатно, не могут ни осчастливить, ни уровнять всех людей. Слишком они по природе своей различны, слишком отличаются их интересы, запросы, вкусы. Постепенно пришли к компромиссу - государство должно искоренить бедность, брать на себя все заботы о стариках, детях, инвалидах, а остальные…
Это мнение укрепилось не сразу и не везде. Во всяком случае, не в нашей стране. Не случайно по настоящее время живет и не теряет актуальности анекдот периода революции: старая графиня посылает служанку на улицу узнать, отчего шумит и бунтует толпа. А услышав ответ: «Они хотят, чтобы не было богатых», удивленно воскликнула: «Странно, мой дедушка-декабрист хотел, чтобы не было бедных…»
Действительно, социалисты разных мастей и оттенков призывали к тому, чтобы отнять у богатых их богатство и разделить его между всеми. И лишь позже в некоторых европейских государствах и на Американском континенте возникла модель государства, которое, благодаря социальным программам, стало бороться с нищетой, не отбирая достояния у богатых.
Не просто постигало человечество суть мифа, состоящую в том, что для достижения равенства нужно руководствоваться не принципом «отобрать и разделить», а необходимо создать всем гражданам равные условия для обретения благосостояния и благополучия. Печально, что у нас этой истины многие до сих пор не усвоили. И нынче широко распространена мысль о том, что стать равными граждане могут только путем дележа накопленного.
Конечно, ситуация в стране сейчас на грани нищенской. Но не потому ли в значительной степени, что не в том видится ключ для решения проблемы? Ведь только незначительная часть населения поняла внутренний смысл легенды о всеобщем равенстве: государство, защищая всех от нищеты, создает всем равные условия для достижения богатства. Если это будет понято всеми, у мифа может быть другое, оптимистическое продолжение.