UA / RU
Поддержать ZN.ua

Трансатлантический дуэт

В октябре в столице уже семнадцатый раз звучал Киев Музик Фест. Девять дней по нескольку концертов — симфонических, хоровых и сольных...

Автор: Ирэна Стецура

В октябре в столице уже семнадцатый раз звучал Киев Музик Фест. Девять дней по нескольку концертов — симфонических, хоровых и сольных. Были и дебюты. В рамках феста выступил дуэт — виолончелистка Наталья Хома и пианист Владимир Винницкий. Оба из Львова, сейчас — в США, где живут в разных городах. У каждого из них довольно успешная сольная карьера, тем не менее они уже десять лет выступают вместе.

Дуэт Хома—Винницкий — это элегантность исполнения, виртуозная техника, ощущение внутренней драмы и слияние двух художников в одно целое. Есть и другие дуэты всемирно известных исполнителей, но довольно часто, когда музыканты — слишком яркие индивидуальности, им трудно подчиняться друг другу, поэтому полнейшего стилевого единства ожидать не приходится. Хома—Винницкий виртуозно «пролетали» самые сложные части сонаты Шостаковича для виолончели и фортепиано и упивались медленным анданте из сонаты Рахманинова (opus 19). Это было музицирование на прекрасном уровне. Рецензии на их концерты во всем мире единогласно подтверждают неопровержимое мастерство исполнителей, как подтвердила это аудитория Киев Музик Феста в малом зале Музыкальной академии бесконечными аплодисментами.

Винницкий с женой Марьяной прибыл в Нью-Йорк в 1991 году. Для диаспоры этого города его приезд, как и других украинских исполнителей ранее (Крыса, Сук, Слободяник, квартет Леонтовича, Мария Чайковская, Оксана Кровицкая, которую недавно приветствовали во Львове, композиторы Скорик, Грабовский), был настоящим праздником. Как владелец концертного агентства, автор этих строк имела возможность им помочь — устроить в Украинском институте Америки напротив Метрополитен-музея. Там, на четвертом этаже, все музыканты жили вместе в не очень цивилизованных условиях (это не жилой дом). Зато внизу было фортепиано, и каждые две недели кто-нибудь из них играл концерт в серии «Музыка в институте», созданной специально для них (сегодня этой серии пошел уже 18-й год). И Винницкий прошел по этому пути, как все, — сначала дебют в институте, а потом в малом зале Карнеги-холла.

Начинал он во Львове, где родился, продолжил учебу в Московской консерватории. Потом — армия, а с 1984-го по 1991-й преподавал в Киевской консерватории. В 1983 году стал лауреатом конкурса Маргерит Лонг—Жак Тибо в Париже. В Америке много концертировал, преподавал в университетах, а в 2003 году от композитора Игоря Соневицкого получил очень успешную (24-часовую) летнюю музыкальную серию в Гантери, Нью-Йорк, месте, напоминающем украинцам Карпаты. Там каждое лето проходит 8—10 концертов исключительно украинских профессиональных исполнителей, несмотря на то, что аудитория наполовину американская.

В последнее время Винницкий концертирует с Натальей Хомой. Ежегодно их приглашают в различные места — это Йоханнесбург, Кейптаун, Претория, Париж, Куршавель, фестивали Сполето, Курасао. Обычно каждый из них выступает с оркестром, затем сольные и дуэтом.

Наталья Хома также родом из Львова, где окончила консерваторию. В 1982 году переехала в Москву. В 1981-м выиграла Всеукраинский конкурс, а затем получила диплом на конкурсе Пабло Касальса, заняла второе место в Маркнойкирхен (Германия), четвертое место на конкурсе им. Чайковского в Москве и первое — на конкурсе в Белграде в 1990 году. После переезда в Америку в 1991 году получила диплом исполнителя в Бостонском университете из рук одного из самых знаменитых виолончелистов современности Лесли Парнаса. В течение последних лет много концертировала, преподавала в нескольких университетах, а сейчас — в Чарлстон-колледже, Южная Каролина.

В программе киевского вечера, как уже вспоминалось, была соната Шостаковича. Известно, что это произведение — настоящее испытание для исполнителя, требующее виртуозной техники при огромной физической нагрузке. Но вскоре стало ясно, что перед нами не просто молодая, хрупкая, красивая артистка, а мощный музыкант не только с утонченным слухом, но и с железной волей. Рецензенты всегда подчеркивают ее грандиозную игру, в чем можно убедиться, послушав многочисленные записи ее музицирования. Девятнадцатилетняя дочь Натальи Хомы — тоже будущая виолончелистка, она овладевает этим инструментом в одном из престижных университетов США.

Последней точкой в программе концерта было «Утраченное танго» для виолончели и фортепиано Владимира Винницкого, который всегда шутит, что это просто красивая «мелодийка» в ритме танго. Кто-то мог бы подумать, что это действительно так, но нет же — это не мелодия с аккомпанементом, а прекрасное, преисполненное страсти, полноценное произведение на два инструмента. Мелодия виолончели под стаккато фортепиано — какая замечательная развязка и способ от пресыщения! Произведение роскошно своей мелодикой, гармонизацией, утонченной наполненностью и игрой тембров двух инструментов. (Кстати, на гастролях — там, где уже знают этот дуэт, обязательно требуют исполнить это элегантное танго.)

После Киев Музик Феста у них концерты в Чарлстоне, Ванкувере, в Нью-Йорке и снова в Париже.

Признание артистов в мире подтверждает их исполнительскую виртуозность и художественное умение передавать свой восторг аудитории.