UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТРАГИЧЕСКАЯ РОЛЬ ВЕНИАМИНА ЗУСКИНА

Передо мной документ эпохи, отразивший ту мрачную атмосферу, которая сложилась в Советском Союзе на «еврейской улице» в конце 40-х начале 50-х годов...

Автор: Сталий Ильевич

Передо мной документ эпохи, отразивший ту мрачную атмосферу, которая сложилась в Советском Союзе на «еврейской улице» в конце 40-х начале 50-х годов. Предлагаю его читателю в качестве своеобразного пролога к моему рассказу о трагической судьбе выдающегося актера театра и кино Вениамина Зускина.

«Утверждаю»

Министр Госуд. Безопасности СССР

Генерал-полковник

(подпись) (Абакумов)

«25 декабря 1948

арест санкционирую

Зам. генерального

прокурора СССР

(подпись неразб.)

«27 декабря 1948 г.

(круглая печать)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

гор. Москва, 1948 года, декабря «24» дня

Я, пом. нач. 6 отд. Отд.2-3 2 Гл. Упр МГБ СССР, майор Лисицкий, рассмотрев материалы в отношении преступной деятельности ЗУСКИНА Вениамина Львовича, 1899 года рождения, уроженца г. Паневижа, еврея, гражданина СССР, беспартийного, художественного руководителя Государственного еврейского театра, проживающего по Тверскому бульвару д. № 12, кв.9

Нашел:

ЗУСКИН Вениамин Львович, являясь еврейским националистом, проводил враждебную СССР работу среди окружающих его лиц, высказывал резкие антисоветские настроения и клевету по адресу Советского правительства и коммунистической партии.

Постановил:

ЗУСКИНА Вениамина Львовича подвергнуть аресту и обыску. Пом.Нач.6 отд. Отд 2-3 2 Гл. Упр. МГБ СССР (подпись)

Майор (Лисицкий)

Зам. Нач. Отд. 2-3 2 Гл. Упр. МГБ СССР

Полковник (подпись) Ляпунов

Нач. 2 Гл. Упр. МГБ СССР

Генерал-майор (подпись) (Питовранов)

Налицо внешнее соблюдение законности, высокий уровень всех, кто оформлял, подписывал, санкционировал этот документ, но какова аргументация - в духе того времени.

И еще документ - выдержка из протокола обыска и «вещдоков». Что же изъяли органы безопасности у «опасного государственного преступника»:

депутатский билет № 59 на имя Зускина В.Л., выданный Советским районным Советом депутатов трудящихся гор. Москвы 1 марта 1948 г.;

диплом лауреата Сталинской премии 2-й степени на имя Зускина В.Л.;

грамоту народного артиста Узбекской ССР на имя Зускина В.Л., выданную 24 сентября 1943 года;

Почетную грамоту № 82 на имя Зускина В.Л. о присвоении звания народного артиста РСФСР, выданную 26. 12. 40 г.;

орден Трудового Красного Знамени № 3018;

медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и к ней удостоверение Д-№-0122941 на имя Зускина В.Л., выданное 4/1 - 1946 г.

Комментарии к этому перечню «вещдоков» излишни.

Так кем же был Вениамин Зускин, столь опасный для «Советского государства и коммунистической партии».

Вениамин Львович Зускин родился в семье портного 28 апреля 1899 в г.Паневежисе, тогда Ковенской губернии. Кто знает, может быть, место его рождения и предопределило его творческую судьбу. Ведь именно в Паневежисе в дальнейшем появился знаменитый театр. Вениамин Зускин поначалу закончил реальное училище в Пензе, учился в Уральском горном институте, затем в горной академии в Москве.

С 1921 года Зускин поступает в студию Государственного еврейского камерного театра, который впоследствии стал известен как ГОСЕТ. Уже через три месяца его переводят в труппу театра для участия в постановке старой еврейской сказки в изложении Гольдфадена «Колдунья». Роль Бабе-Яхне, которую сыграл Зускин, сразу же сделала молодого актера знаменитым. А вскоре в ГОСЕТе сложился блистательный дуэт - Соломон Михоэлс и Вениамин Зускин.

В спектакле «Ночь на старом рынке» Михоэлс играл первого бадхена (свата), Зускин - второго. В «Путешествии Вениамина III» Михоэлс -Вениамин, Зускин -Сендрл-Баба. Дуэт был непередаваемо смешен, музыкален и лиричен. А затем был ставший легендарным спектакль «Король Лир», где Михоэлс и Зускин достигли своего актерского апогея. Михоэлс-Лир и Зускин-Шут навсегда вошли в историю мирового театра. Мощь и неразрывность этого дуэта в шекспировской пьесе была отмечена немецкой критикой во время гастролей ГОСЕТа в Берлине в 1928 году.

Они были идеальными сценическими партнерами, но скорее по противоположности, а не по сходству своей актерской природы. Если Михоэлс был актером-философом, аналитиком и конструктором своих ролей, то Зускин играл, идя от природной органики. О нем писали - играет, как бабочка порхает.

Партнеры по сцене были друзьями в жизни. Позже, во время следствия Зускин будет от этого «открещиваться».

Среди лучших ролей Зускина Мендель («Нит Гедайгет» П.Маркиша, 1931), Шут («Король Лир» В.Шекспира, 1935), Гоцмах («Блуждающие звезды» по Шолом-Алейхему, 1940), Сват («Фрейлахс», 1945), Ляхович («Леса шумят» М.Линькова, 1947). Известны и кинороли Зускина. Он снимался в фильмах «Граница» (конторщик Арье, 1935). «Искатели счастья» (Пиня, 1936), «Свет над Россией» (по пьесе Погодина «Кремлевские куранты», часовщик, 1947). И, наконец, роль старого доктора в фильме Марка Донского «Непокоренные» (по повести Б.Горбатого). В участии Зускина в этом фильме было что-то фатальное. В нем есть сцена, в которой немцы, оккупировавшие шахтерский городок в Донбассе, ведут на расстрел евреев. Тогда в советском кинематографе в первый и последний раз прозвучала тема Холокоста. В колонне, идущей на Голгофу, идет и старый доктор, в руках которого врачебный саквояж - с ним он приходил к своим многочисленным пациентам, идет, чтобы разделить судьбу своего народа. Увидев это шествие, герой фильма, которого играл Бучма (старый доктор лечил и его семью), снимает шапку и склоняет голову. На недоуменный вопрос Доктора-Зускина «Это вы мне кланяетесь?», герой Бучмы отвечает: «Это я мукам вашим кланяюсь, доктор». Тогда в зените славы Зускин еще не знал, как недалек час его собственной Голгофы. Трагическая параллель протянулась от этих кадров к реальным событиям, происшедшим всего лишь через три года после окончания кровопролитной войны.

Помимо актерства, Зускин еще преподавал в студии при ГОСЕТ (во время ареста у него изъяли диплом доцента), занимался режессурой. После гибели Михоэлса Зускин около года был художественным руководителем ГОСЕТа.

В декабре 1948 года находившегося в больнице Зускина арестовали по делу Еврейского антифашистского комитета (ЕАК). Почти четыре года продолжалось «хождение по мукам» Вениамина Зускина на Лубянке. На одном из многочисленных допросов он сказал, что как актер умеет только читать роль. Драматурги из МГБ сочинили для него зловещую и неправдоподобную роль обвинителя Михоэлса, самого себя и других членов ЕАК. Путаясь и сбиваясь, он доиграет ее, потом, прочитав обвинительное заключение, от всего откажется, в надежде донести «всю правду» до суда. Этому не довелось случиться. В своем последнем слове он сказал: «Как я могу позволить сделать что-нибудь против той страны, которая сделала меня человеком! Кем я был, сын портного, которому отец мечтал дать образование и который имеет звание народного артиста РСФСР».

На этом можно было бы поставить точку в трагической истории об Актере Вениамине Зускине и его «деле».

Приговор ВК ВС СССР от 18. 08. 1952 г. в отношении осужденного к расстрелу Зускина Вениамина Львовича, 1899 г. р. уроженца г.Паневежиса приведен в исполнение 12 августа 1952 г.

Его реабилитировали в ноябре 1955 г.

Председательствовавший на процессе по делу ЕАК и осудивший на смерть невинных людей генерал-лейтенант юстиции Александр Александрович Чепцов мирно почил в бозе в 1980 году.