Шестой международный конкурс пианистов памяти Эмиля Гилельса, в течение десяти дней проходивший в Одессе, показал очевидное: нет на свете второго "гения клавиш", как называли знаменитого одессита, народного артиста СССР Эмиля Гилельса, обладателя многих высших для деятеля искусств званий и премий, почетного члена Лондонской королевской академии и Будапештской музыкальной академии.
16-летним студентом Одесской консерватории он впервые покорил музыкальный мир, и с того дня имя его на слуху.
Время вундеркиндов прошло. Второго Гилельса нет. И, видимо, не будет. Но есть лауреаты прошлых лет - Лев Терсков, Павел Колесников, Диана Гульцова и другие, чье творчество подтверждает: в Одессе их отметили не зря.
Участники конкурса - молодые музыканты из 13 стран Европы, Азии и Америки. В состав жюри вошли профессионалы из США, Великобритании, Франции и Украины.
Председателем жюри стал Владимир Винницкий (США), который вместе с Михаилом Яковицким (США) и Грэмом Скоттом (Великобритания) также планировал дать в Одессе мастер-классы, в последний момент отмененные без объяснения причин. Что, конечно же, досадно: ведь их хотели посетить многие профессионалы, преподаватели и студенты, в том числе училища искусств и культуры им. К.Данькевича. Но ведь подобный профессиональный конкурс в данный момент стал в Украине единственным, помня это, легко испытать гордость и за то, что имеем.
Весьма непросто на базе конкретного музыкального вуза провести такое состязание. Понятно, что бюджет конкурса не стал солиднее по сравнению с 2013-м годом. Хотелось увеличить призовой фонд, Гран-при был заявлен в 15 тыс. долл. (в 2013-м заявляли 10 тыс., но и тогда его не присуждали, не присудили и теперь, зато были четыре первых премии плюс золотые медали). И сегодня, как выяснилось, есть у организаторов партнеры, участие которых сделало проведение конкурса возможным.
Церемонии открытия и закрытия конкурса, весь третий тур участники проходили вместе с Национальным одесским филармоническим оркестром под управлением Хобарта Эрла. Гран-при жюри решило не присуждать (в кулуарах судачили, что не нашли призовых 15 тыс. долл.).
Две третьих премии (3 тыс. долл. США) получили представительница РФ Ольга Кудрякова и одессит Андрей Турбинский. Японец Рутаро Сузуки (студент Национальной консерватории музыки и танца Парижа, класс Ортанс Картье-Брессон), китаянка Чженьюй Лян (студентка ОНМА им. А.Неждановой) и киевлянка Виктория Швец (НМАУ им. П.Чайковского, класс Ольги Лифоренко) - три вторых (5 тыс. долл.).
Наконец, четыре первых премии (7 тыс. долл.) достались Жибек Кожахметовой (Казахстан), Татьяне Шафран (украинка, студентка фортепианной академии Оксаны Яблонской в Болонье), учащемуся Киевской средней специальной музыкальной школы им. Н.Лысенко Алексею Канке и студенту ОНМА им. А.Неждановой Владимиру Кочневу (класс Игоря Сухомлинова). Одна призовая сумма делилась на нескольких участников, что, конечно, вызвало у конкурсантов легкую грусть, но было встречено с пониманием.
Необходимость делить одну премию на двух, а то и трех лауреатов Александр Сокол объясняет высоким уровнем конкурсантов - невозможно не отметить каждого достойного, а призовой фонд все же ограничен, хоть и есть у конкурса верные друзья-меценаты. В том же 2013-м конкурсу была обещана финансовая поддержка государства, но, судя по тому, что на церемонии закрытия Александр Сокол отсутствовал в Одессе, т.к. был вынужден спешно поехать в Киев, тут не все гладко происходило.
Вот скажут: не стоит так много внимания уделять финансовой стороне, конкурсанты ищут не этого. Это пока, а в дальнейшем начнут искать именно "этого", покидая город, страну, где нет для них достойных условий. Поэтому, как говорят в Одессе, "пусть привыкают" к тому, что поддерживать талантливых академических музыкантов престижно, что хорошим пиаром может быть даже именная премия, почему бы и нет?
Фавориткой публики была яркая и темпераментная Жибек Кожахметова, блестяще финишировавшая Вторым концертом для фортепиано с оркестром Прокофьева, ей прочили Гран-при. Овацию с криками "Браво!" в нарушение всех правил устроили Владимиру Кочневу на третьем туре, едва отзвучал в его исполнении Третий концерт Рахманинова.
А 17-летний Алексей Канке, возможно, не по возрасту нацелился на Первый концерт Чайковского, но был убедителен и вошел в четверку лучших. Татьяна Шафран, исполнившая в финале Третий концерт Рахманинова, также не могла остаться за бортом призовой лодки.
Приз городского головы "Надежда" (10 тыс. грн) получили одесситы Александр Лойко и Амина Чобанзаде. К сожалению, не вручался н
а этот раз специальный приз памяти профессора Александра Бугаевского, который, помнится, на Пятом конкурсе получил молодой китайский пианист Зижун Ву. Не присуждался и приз памяти Берты Рейнгбальд за лучшее исполнение фортепианной транскрипции (на прошлом конкурсе эту награду получила москвичка Татьяна Сидорова), хотя в репертуаре конкурсантов оные, конечно же, имелись, и отметить можно было не одного даже пианиста.
Не было и специально написанного для конкурса обязательного произведения украинского композитора (хотя каждый ту или иную украинскую пьесу представил).
Тут вот какой казус. На прошлом конкурсе предложенная пианистам в обязательном исполнении рапсодия Владимира Птушкина оказалась столь сложной, что ее разрешили играть по нотам, не заучивая наизусть, причем победила тогда японка Шино Хидака, очевидно, лучше подготовленная к интерпретациям новой академической музыки.
Но ведь и Гилельс такого не исполнял, так что данный пробел, может, и к лучшему, в память о нем стоит исполнять и слушать Скарлатти, Скрябина, Шумана, Листа.