UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТОМАШ СВОБОДА. ЦВЕТА ЖИЗНИ

Чешский фотограф и режиссер-документалист Томаш Свобода в Украине представляет свое творчество не впервые — в 1996 году его фотографии экспонировались в Чешском центре...

Автор: Мирослава Сапко

Чешский фотограф и режиссер-документалист Томаш Свобода в Украине представляет свое творчество не впервые — в 1996 году его фотографии экспонировались в Чешском центре. В ноябре прошлого года работы Свободы можно было увидеть в киевской галерее «Ирэна», а сейчас выставка под названием «Цвета жизни» экспонируется во Львовском музее этнографии и художественного промысла.

Фотография — явление синтетическое, медийное и художественное одновременно. Она пребывает в сложных семиотических отношениях с запечатленной на ней действительностью, ведь кто-то или что-то всегда запечатлевается под определенным углом, в определенном ракурсе, с определенной целью. Поэтому документальное фото не является объективным отражением жизни, а всегда — его интерпретацией. У Томаша Свободы эта интерпретация сознательна и художественна по цели и воплощению, хотя и не лишена социального содержания.

Творчество чешского мастера чрезвычайно разнообразно тематически и по сюжетам. «Цвета жизни» — название хотя и не очень оригинальное, но помогает понять основные принципы его творчества.

Жизнь на фотографиях Свободы представлена во всем разнообразии своих форм — страны, города, места, люди и ситуации. Европа, Азия, Африка. Мгновения, выхваченные из вихря настоящего, и статическая красота природных ландшафтов. Фотографа особенно интересуют праздники, ритуалы, действа — устоявшиеся, традиционные сюжеты человеческого поведения, но каждый раз всегда неповторимые. Главенствующее место среди фотографий занимают портреты — часто лаконичные, обобщенные — почти монументальные — и вместе с тем индивидуальные даже тогда, когда лицо спрятано за маской. Многие фотографии посвящены теме Востока, который, хотя и перестал быть экзотическим и таинственным, превратившись либо во вполне доступную туристическую экзотику, либо в перманентный источник военной опасности, не потерял визуальной привлекательности.

Томаш Свобода — оптимистичный наблюдатель жизни, он предлагает взглянуть на день сегодняшний без остроты и чрезмерной эстетики безобразного, равно как и без сентиментальности и банальности. Мастер композиционных контрастов, он пытается уравновесить статику старого пражского монумента с легкостью паутины на фоне небесной голубизны. Военные шеренги выглядят не как парад клонов, а завораживают четкой ритмикой вертикальных линий. Статуи Будды в позе лотоса дублируются отрядом китайских солдат, сидящих в такой же позе. Взгляд объектива Свободы — это взгляд не только оператора, но и непосредственного участника действа, он пытается ощутить и увидеть все изнутри — что вполне позволяет его жизненный и культурный опыт человека, уже многие годы путешествующего по миру и способного уловить его самые выразительные моменты. И, конечно, обладает достаточным операторским опытом для их художественного решения.

Цвет — другая важная составляющая творчества Томаша Свободы. Жизнь на его фотографиях удивительно разноцветна. Свобода увлечен контрастом чистых, локальных цветов. Серия пейзажей Франции — плоскости оранжевого, зеленого и желтого. Красные маки на зеленом фоне. Ярко-фиалковая одежда нигерийской девушки и желтизна песка пустыни. Яркие праздничные маски на шоколадном фоне папуасских лиц. Мир взрывается испанским праздником томатов, чтобы еще раз подтвердить: он цветной, насыщенный и даже радостный, а мы еще живы и способны это почувствовать.

Томаш Свобода отмечает, что на формирование его стиля повлиял не только личный опыт, но и весь опыт предшественников. Фотографии мастера открывают красоту и гармонию мира даже в весьма печальных его ракурсах — и это, безусловно, обогащает каждого зрителя. Кроме фотографии, Свобода полюбил документальное кино, которое снимает столь же увлеченно. В этом можно будет убедиться на киевском фестивале документального кино «Город и личность».