UA / RU
Поддержать ZN.ua

Толерантные павлики

«Вторыми» и «третьими» экранами прошла в киевском прокате лента «Равлики-павлики», за которую актер Жан-Марк Барр (недавно, кстати, гостивший в нашей столице) получил на прошлогоднем Берлинале приз «Европа Синема»...

Автор: Инга Чередниченко

«Вторыми» и «третьими» экранами прошла в киевском прокате лента «Равлики-павлики», за которую актер Жан-Марк Барр (недавно, кстати, гостивший в нашей столице) получил на прошлогоднем Берлинале приз «Европа Синема». Официальный дистрибьютор ленты — фестиваль «Молодость».

Обаятельнейший Жан Барр, сыгравший во многих фильмах Ларса фон Триера (начиная с «Европы» и заканчивая «Мандерлеем»), проявил себя в комедийном жанре. Впрочем, что касается смеха, который по замыслу режиссеров Оливье Дюкастеля и Жака Мартино должны вызывать «Равлики-павлики», то тут возможны варианты. Эта комедия с элементами водевиля, скорее всего, вызовет у зрителя неоднозначную реакцию — от бурного возмущения добропорядочных бюргеров до визгливого восторга продвинутой части публики.

Всем, кто собирался настроиться на традиционную французскую комедию, стоило расслабиться. Юмор «Равликов», прямо скажем, необычен. Такой себе юмор на любителя — собственно, как и морепродукты, кои герои фильма употребляют в неумеренных количествах, раздражая свои и без того взбудораженные эротические рецепторы. Сюжет картины прост, как и полагается водевилю. Семья — мама (Валерия Бруни-Тедески), папа (Жильбер Мельки), 17-летний сын и 19-летняя дочь — прибывают на отдых на свою фамильную виллу на берегу Средиземного моря. Папа с мамой часто занимаются сексом (мама при этом почему-то смеется), сын мастурбирует в душе, расходуя дефицитную горячую воду, а дочка практически в самом начале фильма уезжает в сексуальное турне по Португалии с любимым байкером. К сыну приезжает друг, который давно в него влюблен. Мама, имеющая крайне свободные взгляды по причине голландского происхождения, заподозрив своего сына в гомосексуализме, испытывает нечто вроде счастья и пытается заразить этим счастьем папу. Тот некоторое время сопротивляется, но потом выясняется, что в юности он сам пережил страстный роман со своим другом, который вырос и стал сантехником (Жан-Марк Барр). К маме приезжает любовник, мечтающий вырвать ее из семейного лона в свое личное пользование. Как и положено любовнику, он часто прячется (только не в шкафу, а в кадушке с цветами), а когда обнаруживается, тут же начинает заниматься с мамой безудержной любовью. В итоге все заканчивается хорошо, причем под песни и пляски (водевиль все-таки): папа остается с сантехником, мама — с любовником, сын оказывается натуралом и ждет в гости некую Жюли, дочка по-прежнему в паре с байкером, а отвергнутый друг сына танцует сам по себе, но очень весело.

Кроме вышеперечисленных, важным персонажем «Равликов» является душ. Его показывают часто и долго, поскольку каждому герою всегда есть чем в нем заняться помимо мытья: кто использует его для рукоблудия, а кто для ортодоксального секса. Как говорят сами режиссеры, «все, кроме сантехника, идут в душ. И не только для того, чтобы помыться». Сцены в душе, по их мнению, имеют важную философскую подоплеку: «Современные подростки много моются. Что скрывается за этими частыми купаниями, неужели только любовь к чистоте? Мы не уверены. К тому же Беатрис (мама) справедливо замечает: «Злоупотребление купанием приносит вред коже и всей планете».

«Равлики-павлики», помимо прочего, призваны нести гуманную миссию — научить зрителя толерантности по отношению к гомосексуалистам. Эту миссию, по-моему, очень убедительно выполнила «Горбатая гора». Но там все было грустно и трагично. А «Павлики» видятся счастливым осуществлением того, чего не удалось достичь героям «Горы»: влюбленные ковбои, в отличие от французских «равликов», так и не смогли соединиться для совместной жизни.

Жан-Марк Барр не устает напоминать о толерантности, уточняя, что как раз Франции она очень необходима, поскольку недавно на одной из парижских автобусных остановок был убит гомосексуалист. Вообще этот известный актер и режиссер считает, что человечество может спасти только любовь, пропагандой которой и призван заниматься кинематограф: «Я живу в США — в стране, где много насилия. Меня спасает только любовь. Вместо того чтобы носить пистолет, я снимаю фильмы. Это мое оружие. Когда смотришь, например, картины Тарковского или Кубрика, гордишься тем, что ты человек. Я хочу делать такие же фильмы. Кино может пропагандировать красоту. Потому я и занимаюсь этой профессией — чтобы участвовать в прекрасном проявлении человечности». Официальную мораль своего государства Барр воспринимает очень критически: «В Америке на кинематограф смотрят только как на развлечение. Был когда-то замечательный фильм, поднимающий острые проблемы, — «Вся президентская рать». Но после отставки президента Никсона таких картин больше не снимали. Недавно я посмотрел фильм Джорджа Клуни «Спокойной ночи. Счастливо». Он мог бы иметь такой же резонанс, как и «Президентская рать». Но у нас его сейчас сильно критикуют. Мне кажется, все это очень напоминает советскую пропаганду. Любой американский актер, задающийся вопросом о том, что у нас происходит, лишается работы. В свое время мы завидовали тем советским артистам, которые пытались бороться против системы. Сегодня подобное начинает происходить и у нас. Америка Буша не должна продолжаться. Ее надо победить».