UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТИТАН МОНУМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА

В выставочных залах Дома художника в Киеве открылась выставка работ Ивана Литовченко, посвященная 80-летию со дня его рождения...

Автор: Зоя Чегусова

В выставочных залах Дома художника в Киеве открылась выставка работ Ивана Литовченко, посвященная 80-летию со дня его рождения.

Немногим более пяти лет назад неожиданно для всех нас ушел из жизни известный украинский художник-монументалист, заслуженный деятель искусств Украины, действительный член Академии архитектуры Украины, лауреат Национальной премии Украины им. Тараса Шевченко Иван Семенович Литовченко, один из подлинных титанов монументального искусства второй половины двадцатого столетия.

Более сорока лет И. Литовченко отдал искусству (1954—1996), и его творческий путь во многом характерен для истории становления монументально-декоративного творчества в Украине. Бесспорно, он из плеяды тех художников, чьи место и роль в развитии культуры своего народа огромны.

С уходом И. Литовченко из жизни распался редкий творческий союз, быть может самый гармоничный в истории декоративного искусства Украины — знаменитый «тандем» Ивана и Марии Литовченко, соавторов многочисленных гобеленов.

Его первые монументальные росписи были созданы в здании железнодорожного вокзала в Киеве (1955), ансамбль которых, кстати, к празднованию 10-летия независимости Украины реконструирует его дочь — художница Наталья Литовченко совместно с ведущими киевскими монументалистами С.Одайником, А. Бородаём, Л. Довженко, А Мельником. Немногим позже очень важной для Литовченко оказалась встреча с Валерием Ламахом и Эрнестом Катковым (впоследствии соавторами его монументальных работ 90-х гг.): речной вокзал (1961), Институт физиологии растений АН Украины (1963), Институт охраны растений АН Украины (1963), аэропорт Борисполь (1964) — с этих киевских сооружений и начинает отсчет «новейшая история» украинского монументально-декоративного искусства последних десятилетий.

Талант Литовченко-монументалиста в 70-х гг. служил идее образно-пластической организации городской среды, ярко воплощенной мастером в монументальном ансамбле в Припяти на Чернобыльской АЭС — в городе, вот уже пятнадцать лет трагически недоступном для его жителей — тех, кому предназначались выношенные и выстраданные годами творения И. Литовченко: скульптурно-мозаический рельеф-панно «Музыка» на фасаде музыкальной школы (1976), скульптурно-декоративная композиция «Энергия» (1977), три панно на центральной улице города — «До світла», «Світанок», «Творення» (1978—1982).

Припятский ансамбль мозаик можно рассматривать как своеобразную «модель» представлений
И. Литовченко о задачах монументального творчества, как программное выражение его концепции синтеза искусств.

Литовченко проявил себя великолепным мастером оркестровки монументальных образов в многофигурных композициях панно, каждое из которых несло свои особые пространственно-организационные функции в городской среде.

Последовательно решая «средовые» задачи совместно с главным архитектором города Г.Оловянниковым, И. Литовченко неизменно пытался строить, «режиссировать», создавать духовное пространство обитания людей.

Тогда, в 70-х, Литовченко поражал невероятной твердостью характера. Его прямолинейность, категоричность суждений, непримиримость к компромиссам и дилетантизму в искусстве множили недругов. Те мстили наветами и клеветой, что в конце концов в 1978 г. — уже после создания Иваном Литовченко абстрактно-декоративного панно «Музыка», шедевра, опередившего десятилетия и ставшего классикой украинского искусства, — привело к неожиданному приостановлению работы в Припяти.

После четырех с лишним лет вынужденного перерыва в работе над припятскими рельефами Литовченко принципиально отказывается от помощи исполнителей и работает над своими мозаиками-колоссами практически самостоятельно.

По определению Оноре де Бальзака, «Искусство — это религия, которая имеет своих жрецов и должна иметь своих мучеников». Иван Семенович в монументальном искусстве был и жрецом, и мучеником.

В 70—80-х годах Литовченко был несомненным лидером секции монументалистов Киевской организации Союза художников Украины. В секции тогда царила удивительная творческая атмосфера.

Иван Семенович был добрым человеком, но в принципиальных для него вопросах — жестким и требовательным. Он, помнится, не прощал своим собратьям по цеху ухода из монументального искусства, не одобряя переориентации многих монументалистов на станково-декоративные формы творчества.

Хотя сама жизнь в середине
80-х подталкивала к этому. Тогда многим стало ясно, что монументальное искусство наиболее уязвимо ложными идеями, которые могут провозглашаться и преобладать в обществе. Монументалист же становится их жертвой, когда те или иные общественные идеалы уходят в небытие.

…Путешествуя по Италии и осматривая грандиозные по своим замыслам и воплощению знаменитые архитектурно-художественные ансамбли Венеции, Падуи, Пизы, Флоренции, Рима, Ватикана, которые до сей поры сохраняют гениальные творения мастеров Возрождения, я неизменно возвращалась в мыслях к нашему украинскому титану монументального искусства. Родись он в эпоху ренессанса в Италии, вероятно, только тогда смог бы реализовать свое мощное дарование монументалиста. Хотя, скажи я ему это, он, вероятнее всего, обиделся бы, так как ощущал себя героем именно нашего времени и не представлял себя вне Украины. Украинская нация для него была душой и его духовным принципом.

А в Италии он так и не побывал, хотя такая возможность предоставлялась: Иван и Мария Литовченко в 1978 году были награждены дипломом Академии художеств, что предполагало творческую командировку их обоих в Италию. Но Иван Семенович, целиком погруженный в грандиозные замыслы чернобыльского ансамбля, решительно отверг эту счастливую возможность прикосновения к мировым шедеврам монументального искусства, отложив поездку на будущее…

На фото: Иван, Мария и Наталья Литовченко.