UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТИРАНЫ И КАРИКАТУРА

В мировой истории существовали и существуют мириады тиранчиков, тиранов и великих тиранов, неизменным спутником которых во все времена было искусство карикатуры...

Автор: Владимир Казаневский
{Рисунок Владимира КАЗАНЕВСКОГО}

В мировой истории существовали и существуют мириады тиранчиков, тиранов и великих тиранов, неизменным спутником которых во все времена было искусство карикатуры. Тайно или явно карикатуристы ненавидели тиранов, потому что сам склад ума карикатуристов предполагает критическое отношение к действительности. Истинная же критика имеет право на существование только тогда, когда у критика гуманная жизненная позиция. Такая точка отсчета всегда противоположна тирании. Даже художники-конформисты, которые вынуждены были в своих карикатурах восхвалять тиранов, втайне их не любили. В свою очередь, тираны ненавидели всех карикатуристов, даже своих «карманных», ведь они в любой момент могли стать «карманными» карикатуристами врагов. А врагов у истинного тирана всегда достаточно.

Схема взаимоотношений между тиранами и карикатуристами была примерно одинаковой во все времена. Самой достойной «пищей» для карикатуристов являлись личности великих тиранов, таких, например, как Наполеон, Гитлер, Сталин… Анализ карикатур на великих тиранов и политической обстановки в мире во времена их правления показывает, что тиран, как правило, держит при себе свору «карманных» карикатуристов, которые восхваляют его. Время от времени тиран натравливает таких карикатуристов на своих врагов, внутренних и внешних. «Карманные» карикатуристы начинают наперебой изощряться в хитроумной критике врагов тирана. Своих карикатуристов тиран, с одной стороны, поощряет, «подкармливает», с другой, держит их в страхе. Тюрем и лагерей у тиранов всегда достаточно.

Однако в мировой культуре больше известны карикатуры и карикатуристы, которые высмеивали великих тиранов. Доморощенных карикатуристов, осмеливающихся высмеивать тиранов, последние всегда пытались уничтожить. Для этого имелась армия тайной полиции, хорошо развитая, достойная своего хозяина. Зарубежных карикатуристов, которых тираны не могли наказать, они ненавидели. Наполеон, например, посылал ноты правительству Англии с требованиями приструнить местных карикатуристов, заключая Амьенский мир, требовал осуждать карикатуристов, критикующих его, приравнивать их к убийцам и фальшивомонетчикам. Гитлер составил список советских карикатуристов, которых обещал повесить после взятия Москвы.

Отношение свободомыслящих карикатуристов к тиранам не так уж однозначно. Кроме критики ненавистных для них черт характера тиранов, их неблаговидных поступков, их античеловеческой политики, карикатуристы имеют патологическую тягу к личностям тиранов. И чем крупнее, весомее такая личность, тем сильнее тяга к ней карикатуриста. Потому что тиран — самый лучший в мире объект для сатиры. Потому что в личности тирана гнездится Зло с большой буквы. И карикатуристу хочется сразиться с великим Злом, как Дон Кихоту — с Великаном.

Уже на одной из первых дошедших до нас папирусных карикатур изображен Рамзес Третий в образе алчного Льва. Окарикатуривались многие другие тираны. Их изображали на стенах домов и храмов, на хозяйственной посуде и утвари, в книгах и в летучих листках… В ХIХ веке именно благодаря личности Наполеона вообще зародилась и получила свое развитие политическая карикатура в современном смысле этого слова. К этому великому тирану не был равнодушен никто. Его или безмерно любили, или безмерно ненавидели. Карикатуристы Англии, России, Германии, Испании объявили ему сатирическую войну. И в этой войне они победили. Наполеон отвечал на критику не столько сатирой, сколько примитивной клеветой через свой «Вестник».

Расцвет тирании приходится на ХХ век. Появились сразу несколько великих тиранов, десятки настоящих тиранов и несметное количество тиранчиков. Латинская и Центральная Америка, Европа, Азия — вот те регионы, где возникали и исчезали очаги тирании. Искусство карикатуры заняло важное место в общественной жизни. Особенно способствовали развитию искусства карикатуры великие тираны ХХ века. С этой точки зрения интересной представляется пара великих тиранов — Сталин и Гитлер. Сталин окружил себя большой группой «карманных» карикатуристов, которые в своих незамысловатых рисунках его расхваливали. Когда Гитлер еще как бы не был врагом Сталина, но не был и другом, советские карикатуристы его или слегка похваливали, или просто не трогали. Когда же Гитлер напал на Сталина, советские карикатуристы набросились на него со всей своей ядовитой силой. На плакатах, в листовках, в газетах и журналах были выпущены тысячи простоватых карикатур, изображающих ненавистного поганца Гитлера и бесстрашного богатыря Сталина. Эти же карикатуристы после смерти Сталина, когда им разрешили, начали беспощадно его критиковать.

Германские карикатуристы Гитлера дружно ненавидели и когда он еще не был полноправным великим тираном, критиковали его нещадно. Затем он их или уничтожил, или выдворил за пределы рейха. Немецкие карикатуристы продолжали критиковать Гитлера, находясь в эмиграции.

Сходные взаимоотношения карикатуристов и тиранов складывались и в других странах в ХХ веке. Карикатуристы напоминали ос, которые всегда кружили над тиранами. Прирученных тираны натравливали на своих врагов, другие осы, или дикие, свободолюбивые, или прирученные врагами, пытались ужалить тирана.

Всегда приходит время падения тирана. Рушится выстроенная им империя. Новые правители разрешают говорить о падшей тирании правду. Вот тут все карикатуристы — и конформисты, и свободомыслящие — единодушны. Часто в таких случаях карикатуристов тянет к обобщению. Так, после падения коммунистических режимов в Восточной Европе появились сотни карикатур, изображающих низвергаемые памятники.

Совсем не так, как тираны к карикатуристам относятся демократические правители. Последние критиков совсем не боятся, они их любят. Любую карикатуру на собственную персону демократические правители приветствуют как дополнительную неявную рекламу. Потому что между демократическим правителем и его народом нет внутреннего противоречия. Так, американские президенты последних десятилетий торжественно принимали в Белом доме авторов понравившихся им карикатур на собственные персоны.

Таким образом, между тиранами и карикатуристами всегда существовала внутренняя связь. По характеру отношения правителей к карикатурам на них можно оценить степень тирании.

С этой точки зрения интересно проанализировать взаимоотношение искусства карикатуры и правителей посткоммунистических стран. Явные тираны Милошевич и Лукашенко искусство карикатуры конечно же не любят. Ельцин, увидев на карикатуре свой красный нос, мог только посмеяться. Можно лишь догадываться, насколько не нравятся карикатуры господину Путину.

В нашей стране правитель карикатуру не приветствует. Как и полагается при нормальной тирании, у нас существуют «карманные» и свободомыслящие карикатуристы. Ни в одной из проправительственных газет ни под каким видом не может появиться критическая карикатура на действующего правителя. Критические карикатуры на правителя могут быть опубликованы только в изданиях оппозиционных, которые подвергаются известным гонениям. Персонально карикатуристы еще не преследуются, если не считать вызовы в суды по пустяковым тяжбам с мелкими тиранчиками, но и никак не поощряются. Судя по взаимоотношениям с искусством карикатуры, наш правитель — уже не тиранчик, но еще и не великий тиран.

Тиранчики, тираны, великие тираны приходят и уходят. Искусство же карикатуры будет существовать даже тогда, когда на планете не останется даже маленького уголка, даже сортирчика для тирании.