UA / RU
Поддержать ZN.ua

Тихие омуты радиоэфира

Считается, что страна, «проглотившая» закрытие радио «Континент», существенно отличалась от той, которая «съела» отключение «Громадського радио»...

Автор: Оксана Приходько

Считается, что страна, «проглотившая» закрытие радио «Континент», существенно отличалась от той, которая «съела» отключение «Громадського радио». А страна, в которой несколько недель не слышно «Молодого радио», похоже, уже даже не пытается себя идентифицировать. История повторяется. Причем неоднократно.

Станислав Шумлянский, директор «Молодого радио», говоря о причинах исчезновения «хвилі української музики» из отечественного эфира, подчеркивает, что о политической цензуре речь не идет. Просто стайке бывших студентов Могилянки, приютившейся на птичьих правах на «гулявшей» частоте УКВ-диапазона, ее хозяева в лице ТРК «Люкс» в конце концов сказали неизбежное «Кыш!». Никаких письменных соглашений, регламентирующих права и обязанности сторон, у «Молодого радио» нет. Нет у него и лицензии на радиовещание. Зато есть бренд, который всего лишь за год вещания на «бесперспективной» частоте, без мощной раскрутки и финансовых вливаний стал любимым и узнаваемым. Еще есть команда талантливых энтузиастов, есть своя (молодая и исключительно патриотично настроенная) аудитория, есть, наконец, уникальная фонотека украиноязычной музыки (качество которой зачастую значительно превосходит качество ее записи). Причем вмещается все это неизмеримое богатство в крохотную клетушку в экзотическом подвале, оборудованном двумя компьютерами и ароматическими благовониями, слегка маскирующими стойкий крысиный запах.

Одним из отцов идеи создания полноформатного, украиноязычного радио в столице был Андрей Садовой, нынешний мэр Львова (на тот момент — совладелец радио «Люкс»). Соглашение было по-джентльменски устным и по-деловому жестким: полное самофинансирование с первого дня существования. Ребята, у которых другой возможности выйти в эфир не было, на это согласились. И взялись любовно возделывать частоту, которую принимает далеко не каждый радиоприемник и которую из-за этого ее владельцы признали бесперспективной.

До этого с таким приговором злополучной частоте 69,68 УКВ не согласился Александр Кривенко, анонсировавший на ней первый проект «Громадського радіо». Однако ему тогда не удалось даже начать вещание из-за исключительной истории с лицензированием новой программы в Национальном совете по вопросам телевидения и радиовещания. Тогда лицензию получить вроде пытались, но не смогли. Теперь умудренные опытом владельцы частоты не стали даже обращаться в Нацсовет. И в Нацсовете на это нарушение великодушно закрыли глаза, благодаря чему целый год посвященные и вооруженные специальной техникой могли наслаждаться круглосуточной трансляцией эксклюзивной коллекции украинской музыки и нестандартными передачами.

Большое значение имеет и тот факт, что практически нигде эту музыку больше услышать нельзя. По словам Григория Гнатовича, музыкального редактора «Молодого», на долю известных, раскрученных украинских исполнителей у них приходится не более 20 процентов эфирного времени. Здесь, в отличие от других радиостанций, могут принять даже концертную запись, лишь бы она была более-менее приличного качества. Благодаря этому в эфире «Молодого» появляются талантливые исполнители, у которых не хватает средств на осуществление студийной записи. Таких, по оценкам Станислава и Григория, только в Киеве насчитывается несколько десятков. Когда ребята приступали к реализации своего проекта, все были уверены, что набрать достаточное количество отечественной музыки им не удастся. Сейчас их фонотека содержит около ста часов уникальных записей: джаз, регги, хип-хоп, рэп…

Сейчас «Молодое радио» можно найти только в Интернете (molode.com.ua). Там оно собирается не просто выживать, но и развиваться — прирастать как слушателями, так и исполнителями украинской музыки из других стран. В частности, уже сейчас у него есть много поклонников в Словакии, Канаде, США, России. Развивается и формат вещания — к уже существующим передачам о моде, джазе, боксе добавилась передача, посвященная политической реформе. Интерес к «Молодому радио» проявляют известные зарубежные радиокомпании, предлагающие ретранслировать свои собственные передачи. Но при этом полностью отсутствует интерес со стороны государственных структур, которым гораздо интереснее бороться с засильем русскоязычной культуры, чем поддерживать украиноязычную. Письма, отправленные Вячеславу Кириленко и Станиславу Николаенко, содержали не просьбы о финансовой помощи, а проекты совместной поддержки украинских музыкальных фестивалей и подготовки программ по проблематике современного образования. Ответов они не удостоились.