UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТИХАЯ ПОЭЗИЯ ЮРКА ГУДЗЯ

Издательская серия «Бібліотечка сучасної української поезії» создала атонально-белую книжечку-тетрадь, наполненную полупрозрачными поэтическими текстами...

Автор: Нелли Небога

Издательская серия «Бібліотечка сучасної української поезії» создала атонально-белую книжечку-тетрадь, наполненную полупрозрачными поэтическими текстами. Прозрачный (даже не белый) квадрат на обложке - символ молчания (silentium). И название «Борьба с больным ангелом». Общее решение книги как самостоятельного произведения искусства сам автор объясняет следующим образом: «Место для борьбы с больными ангелами должно быть чистым и тихим». Поэтому читатель, листая тетрадочку с текстами, увидит множество незаполненных полиграфическими знаками страниц. Это своеобразная тайнопись, созданная автором умышленно для невидимого диалога с читателем. Каждый из нас имеет место для фиксации собственных рецепций на страницах книги Юрия Гудзя. К слову, один из первых почитателей поэта уже оставил своей рукой след Павла Тычины: «А янголи на небі не чули і не знали». Действительно, это склонное к измене воинство небесное волновало не одного поэта. Ещё пометки: «дада» или «мир - это огромный резонатор». А вот на страничке, где у автора многочисленные строки, составленные из точек, такая запись: «Когда можно не думать и не знать». А далее авторское: «І я забув, ЩО я забув». Тот же читатель рядом со словом «чумрачок» Юрка Гудзя вывел «чукурюк» (знаменитое название картины футуриста Владимира Бурлюка). Подобную звукопись встречаем довольно часто. Что даже присутствующие на презентации книги в Доме учителя были свидетелями музыкально-голосово-пластического исполнения некоторых текстов актёром Резником. И это ли не единственный способ существования такой поэзии: без шипения, рычания, писка, мычания нечево думать докопаться до содержания.

Вспоминается, что сам поэт пришел представлять собственную книгу вместе со зрительной метафорой. Ею была клетка с запертым внутри будильником, что оставался безмолвным на протяжении молчаливого обсуждения презентуемой книги.

Были некоторые попытки очертить этимологию поэтических текстов Юрка Гудзя. Кроме вышеупомянутого дадаизма, искусствовед Дмитрий Горбачов дал название этому поэтическому течению по высказыванию самого поэта: «вава» (детское название ссадины) - «ваваизм». Это полностью совпадает с традицией рожденного еще в начале столетия в Украине футуризма. Такое утверждение вызвало полемику. Фулбрайтовский стипендиат поэт Олег Лышега настаивал на произрастании поэзии Юрка Гудзя из древа широко известной Лаврской школы. Действительно, многим эти тексты обязаны достижениям православного исихазма - аскезы молчальничества, безмолвного внутреннего высказывания, попыткам хотя бы приблизиться к неизреченному. Но в некоторых своих формалистических экспериментах Юрко Гудзь ступил на «terra incognita» поэзии. Так при условии печатного воспроизведения силенциографических текстов на печатной машинке оригиналом может считаться только лишь второй (!) экземпляр машинописи - на нём (при отсутствии копирки) остаются одни белые знаки, оттиснутые сквозь первую страницу с черными знаками. Такому (!) мог бы позавидовать сам автор знаменитой «Поэмы Конца» Василиск Гнедов. Напомню, что поэма не имеет ни единого слова.

Кстати, поэтические упражнения Юрка Гудзя ещё в 1994 году были отмечены премией Международного поэтического конкурса в г.Триуджо (Италия).

ВРЕМЯ ТАВЕРНЫ

Ольга БЕЛЯК

Нам приходится жить прошлым, потому что мы становимся суеверными, боимся заглянуть в будущее. Оно, как и много лет назад, страшит пытающихся заглянуть в него. Поэтому давайте посмотрим в сегодня.

В конце XVIII века наблюдательный француз Жиль д'Олорнэ назвал происходящее вокруг «временем таверны». Время таверны - это время встреч, новых знакомств, необычайной силы нравственных переживаний. Возможно, то время не было настолько близко к этому меткому определению, насколько близко сегодняшнее.

В средние века все деловые переговоры, исключая самые интимные, велись у писца,поскольку многие были элементарно неграмотны. Где же мог сидеть писец, стремясь заработать пару монет себе на жизнь? Естественно, в наиболее людном месте - в таверне. Потому вся деловая жизнь, составление купчих, закладных и иных бумаг, проходила во всеуслышание за столом в полутемном подвальчике, среди пьяниц и заблудших.

Эта добрая традиция осталась и по сей день. Несмотря на некоторую перемену жизненных условий и прошествие лет, человеку свойственно откликаться на приглашение пойти пообедать, поужинать, а заодно и потолковать о делах. Европейцы давно оценили ту быстроту и комфортное решение дел, которому способствует время, проведенное в том или ином ресторане, закусочной, кафе.

Сколько сотен лет должно еще пройти, чтобы человек изменился, внутренне собрался и смог бы дальше пронести разум вместо вороха древних нелепых привычек?

Древние греки для принятия решения или ради важной встречи уходили в масличную рощу либо на уединенный берег реки.