UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТЕПЕРЬ ФАМИЛИИ НАЗЫВАТЬ МОЖНО

Если бы известный украинский писатель Василий Петрович Минко дожил до своего 100-летия, которое отм...

Автор: Алла Подлужная
Василий Минко

Если бы известный украинский писатель Василий Петрович Минко дожил до своего 100-летия, которое отмечается в этом году, он немало удивился бы изменениям социального устройства общества, достижениям современной демократии, возможности говорить открыто все и обо всех. Во времена, когда творил он, обо всем можно было говорить лишь иносказательно, делали это отчаянные смельчаки, да и то не называя фамилий. Именно так, «Не называя фамилий», назвал Василий Минко свою самую известную комедию, принесшую ему славу драматурга-сатирика.

Проблемы с драматургией, как выясняется, существовали в разные времена. В 1952 г. в главной газете «Правда» была напечатана статья «Преодолеть отставание драматургии», в которой осуждалась, в частности, так называемая «теория бесконфликтности». Со страниц газеты призывали не закрывать глаза на проблемы, существующие в обществе, смело отображать противоречия жизни. Своей пьесой «Не называя фамилий», написанной в 1953 году, В.Минко будто бы откликнулся на этот справедливый призыв. Василий Петрович говорил тогда: «Мне хочется написать такую комедию, чтобы носители скверны, выведенные в ней, подали на меня в суд за оскорбление». Пьеса «Не называя фамилий» совершила некий переворот в развитии тогдашней украинской драматургии. Писатель смело и убедительно изобразил суть героев откровенно негативных, показал ситуацию, намеренно заострив социальный конфликт. Конечно, сегодня те конфликты кажутся детскими шалостями по сравнению с тем, что мы узнали и узнаем из настоящего, но все же сделаем скидку на время. Тогда говорить открыто о неправедных поступках власть имущих, о стремлении их отпрысков к богатой, «красивой» жизни было проявлением настоящей смелости. В творчестве В.Минко эта смелость множилась на талант драматурга, и пьеса получилась произведением высокого художественного уровня. В свое время она была поставлена в ста сорока четырех театрах бывшего Союза. Но как-то в Новосибирске спектакль посмотрела тогдашний министр культуры Екатерина Фурцева. Она распорядилась снять пьесу из репертуара всех театров. Отмечая в 1987 году свой
85-летний юбилей, Василий Петрович грустно сетовал по поводу того, что так никто и не осмелился отменить это решение, и к пьесе не обращаются. «Ведь, — размышлял писатель, — еще в 50-е годы моя пьеса призывала к пересмотру взглядов, звала отказаться от старых форм жизни, покончить с бюрократизмом и перерождением. Но бюрократические силы стали этому помехой и сейчас они не отказались от своих моральных и этических позиций».

Драматургический талант В.Минко проявился еще более чем в пятнадцати пьесах. Вспомнить хотя бы «На хуторе близ Диканьки» (1957), «Жених из Аргентины» (1960), «Комедия с двумя инфарктами» (1967), «Давайте не будем» (1968) и другие. Все эти комедии имели сатирическую направленность, заданную первым драматургическим опытом. Менялись мишени сатирического пера писателя, но во всех произведениях можно проследить направление литературного интереса — мотивы усовершенствования природы человека, его моральных качеств, искоренение в нем всяческой «скверны». Все комедии В.Минко отличаются изобретательностью сюжета, оригинальностью ситуаций, выигрышностью сюжетных ходов. Конечно, знакомясь с ними сегодня, приходится учитывать социально-этическую проблематику изображаемого времени.

Василий Петрович прожил интересную, насыщенную событиями, яркую творческую жизнь. Широко известен он и как писатель-прозаик. Одно из интереснейших произведений — автобиографическая повесть «Моя Минківка». Описывая собственную судьбу, писатель развертывает панораму жизни целого народа, дает своеобразный ракурс взгляда на историю страны. Лишь позавидовать можно литературному окружению Василия Петровича. Всех, с кем дружил и встречался, он описывает в литературных воспоминаниях «Червоний Парнас» и «Гості мого дому». Тут литературные портреты Михаила Шолохова и Остапа Вишни, Жоржи Амаду и Александра Довженко, Петруся Бровки и Бориса Лавренева, Павла Тычины, Андрея Малышко, Михаила Исаковского, Амвросия Бучмы, Самеда Вургуна, Назыма Хикмета, Сергея Григорьева и многих других выдающихся творческих личностей. В разделе повести «Червоний Парнас» — «В обіймах Мельпомени» В. Минко вспоминает о том, что во времена пребывания в Харькове он неоднократно видел на сцене Панаса Саксаганского, а в актерской студии, организованной в 1921 году при театре «Муссури», сам играл в спектаклях. Из воспоминаний писателя: «Днем на рабфаке изучаю агро-био-матнауки, а вечером — историю театра, эстетику, дикцию, мимодраму и… пластику». Наверно, тогда зарождалась настоящая любовь к театру и желание писать для сцены.

Василий Петрович ушел из жизни в 1989 году. Его жизнь и творчество остались в прошлой эпохе, теперь далекой и все же неразрывно связанной с нами. Литературное наследие В.Минко — разнообразное, талантливое, искреннее —возвращает нас в прошлое, дает возможность увидеть его глазами писателя. Пусть мы будем смотреть на него с позиций сегодняшнего дня и многое покажется нам уже иным. Срабатывает один из законов бытия: нынешнее время всегда знает о прошлом гораздо больше. Посмотрим же на это философски. Пусть это и прошлое, но оно ведь наше.